IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
Профессия учителя начальных классов, будучи массовой, является в тоже время и творческой профессией. Редкая профессия обозначает такое тесное слияние личностно-значимых и профессиональных качеств. Учитель является организатором, координатором и вдохновителем деятельности школьников, основным «проводником» ребенка в мир взрослых. Учитель уже по сути своей профессии гуманист, поскольку именно он формирует личность ребенка. Известный польский педагог Я.Корчак писал: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит - переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут» (15, С.106.) Статус учителя предполагает выполнение социального заказа общества, в котором он практикует. Это делает учителя значимой фигурой в любом обществе, поскольку именно от того, как он научит и воспитает ребенка, зависит во многом, в каком обществе мы будем жить. Казалось бы, эта значимость делает фигуру учителя почтенной и уважаемой. Но, мягко говоря, это не совсем так. Внешние символы, характеризующие его труд, такие, как экономическое положение, финансирование школы по остаточному принципу, слабое педагогическое просвещение, непонимание в обществе значимости воспитания, все это понижает статус учителя и вредит его профессиональной деятельности. Выделяя воспитание как основной параметр профессиональной деятельности учителя, мы тем самым подчеркиваем всю важность и значимость учителя как наставника для детей. Учитель начальных классов уникален по своим характеристикам. С одной стороны – это многопредметник, совмещающий основные элементы своего труда – обучение детей, их развитие и воспитание. Обучение в начальной школе предполагает ведение одним учителем многих предметов, что требует от него обширной подготовки. С другой стороны, он самый близкий к ребенку человек, понимающих его душу, помогающий в сложных для него жизненных коллизиях, примиряющий малыша с реальной и довольно жестокой жизнью взрослых. «…процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая воспитательный потенциал профессиональной деятельности учителя. (27 С.11). И далее, «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом», - писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая повышенный воспитательный статус учителя. (Там же, С.75).
Примем за основное понятие, характеризующее профессиональную деятельность учителя - воспитатель, и будем использовать его в наших дальнейших рассуждениях. Воспитание как процесс выражается в единстве духовных устремлений воспитателя и воспитанника. Прежде всего, воспитатель должен четко осознавать цели и специфику воспитания младших школьников, стремиться изменить ребенка в лучшую сторону, используя его личностный потенциал. Учитель начальных классов вытесняет на время в какой-то мере даже родителей из души первоклассника, настолько его фигура значима для ребенка. Причем, эта значимость касается всего. Для ребенка важен внешний вид учителя, его поведение по отношению к тем действиям, которые предпринимает ребенок, принятие или непринятие его детских ценностей, понимание или непонимание его обид на взрослый мир. Ценность воспитателя состоит именно в том, что он не воспринимает ребенка только как ученика. Напротив, учение, только один из факторов новой жизни ребенка. Безусловно, он очень важен для него, ибо меняет социальный статус школьника. Но, писал В.А.Сухомлинский, «…нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями»(27, С.15)
Многообразие подходов к характеристике современного учителя показывает сложность ее описания. Так И.П.Подласый характеризует учителя с позиции наличия у него педагогических способностей, как системообразующего компонента. Им выделены группы способностей, к которым можно отнести: организаторские способности; дидактические, рецептивные, коммуникативные, суггестативные, исследовательские и научно-познавательные способности. Л.М.Митина предлагает модели труда учителя – адаптивного поведения, заключающегося в том, что в сознании каждого педагога доминирует идея приспособления к внешним обстоятельствами, и модель профессионального развития учителя. Учителей, реализующие в своей практике подобную модель отличает способность понимать и оценивать трудности самого педагогического процесса и конструктивно разрешать их. Иную модель предлагает Т.А.Стефановская. Она вводит в нее следующие компоненты: мобильность современного учителя, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, коммуникабельность, коадаптивное мастерство, исследовательскую компетентность и медиаобразованность. Много внимания уделяется педагогическому мастерству как некой квинтэссенции профессиональных, личностных качеств и педагогических способностей. Так Ю.М.Орлов считает мастерство средством творчества. И.П.Подласый отдавая ему, приоритет в оценке у спешности профессиональной деятельности учителя, определяет педагогическое мастерство как сплав культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Этот сплав наделяет учителя способностью активизировать учеников, опираясь на развитие их положительных эмоций, успешно проводить воспитательную работу с ними. Т.А.Стефановская, выделяет такой компонент как коадаптивное мастерство, понимая под ним умение учителя, соотносить различные суждения, понятия, освоенные им в теории с развивающейся педагогической практикой. Безусловно, наличие у воспитателя педагогических способностей, мастерства, значимых личностных и профессиональных качеств определяет успешность его профессиональной деятельности в области воспитания. Его функциональные обязанности достаточно обширны. Учитель начальных классов как воспитатель:
Организует взаимодействие с детьми в воспитательном пространстве:
проводит индивидуальную работу с детьми, используя особенности возраста и развитие познавательной деятельности младших школьников;
разрабатывает совместно с ребенком индивидуальный маршрут в освоении нравственных норм, предлагаемых обществом;
определяет и организует виды деятельности, способствующие раскрытию потенциала каждого ребенка;
организует воспитательные мероприятия, способствующие социализации личности.
Координирует деятельность психолого-педагогических и социальных институтов (семьи и школы; учреждений дополнительного образования и школы; семьи и учреждений дополнительного образования):
консультирует родителей в области психолого-педагогической помощи детям;
предлагает разработанные индивидуальные маршруты для каждого ребенка;
организует совместную деятельность ребенка и родителей по подготовке и проведению воспитательных мероприятия;
включает родителей в активный воспитательный процесс.
Работает в области взаимодействия индивида и коллектива класса:
способствует взаимодействию индивида и коллектива;
выявляет социальные роли детей и способствует занятию индивидуальной ниши каждому ребенку;
организует самоуправление школьников, поддерживая их активность;
организует коллективную творческую деятельность детей.
Осуществляет взаимодействие субъектов воспитательного процесса (учителей-предметников, воспитателей режима продленного дня, тренеров и руководителей предметных кружков):
оказывает помощь в определении личностного потенциала каждого ребенка;
координирует взаимодействие родителей и остальных субъектов воспитательного процесса;
координирует взаимодействие школьника и других участников процесса воспитания.
Представленные направления реализуются гармонично при условии организации гуманистического воспитательного пространства, в противном случае эта целостная система действий воспитателя может превратиться в технократическую модель с жесткими установками и игнорированием ребенка как основной ценности воспитания и его субъекта.
На наш взгляд, сущность учителя начальных классов как воспитателя более полно раскрывается с позиции характеристики его педагогической деятельности. Ее компонентами могут выступать: наличие профессионально-значимых качеств, педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя, его организационная культура и реализация воспитательных функций,
Используя предложенные компоненты, построим Модель учителя начальных классов как воспитателя и рассмотрим их основные характеристики, влияющие на успешность деятельности воспитателя.
Модель учителя начальных классов как воспитателя.
Учитель начальных классов как воспитатель
Воспитательные функции
Иссле- дова-тель-ская Соци- альная Комму ника- тивная Колле- гиаль- ная Дея- тель-ностно организацион ная
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.