Примерная модель характеристики трудного школьника.
1. Фамилия, имя, отчество.
2.Состояние здоровья.
3. Условия жизни в семье: родители имеют влияние на учащегося /да, нет;отношения в семье нормальные, ненормальные /подчеркнуть/
4.Материальное положение семьи: хорошее, нормальное, неудовлетворительной /подчеркнуть/
бытовые условия семьи.
5. Отношение к учебе: добросовестное, активное; настойчивое, любознателен, прилежен, ленив, небрежен /подчеркнуть/.
Избирательное отношение к отдельным предметам: положительное;
отрицательное; испытывает трудности в изучении /каких предметов/
6. Эмоциональные особенности, темперамент:
вспыльчивый, подвижный, инертный, раздражительный, склонный к слезам, спокойный, уравновешенный, отличается частой сменой настроения, быстро утомляется, неутомим.
/ подчеркнуть/;внимателен, рассеян /подчеркнуть/;память хорошая, плохая /подчеркнуть/, особенности памяти; волевой, безвольный /подчеркнуть/.
развитое чувство долга, чести, совести, коллективизма, чувство собственного достоинства; честный, правдивый, нечестный, лживый, активный, пассивный, безразличный, принципиальный, верен своему слову; скромный, самоуверенный, хвастливый, завистливый, самокритичный, исполнительный, недисциплинированный, безынициативный;
общительный, замкнутый, угрюмый, грубый, ласковый, отзывчивый, предупредительный.
7. Реакция на строгость / положительная, отрицательная/, на ласку /положительная, отрицательная/, на критику /положительная, отрицательная/, на наказание /положительная, отрицательная/ /подчеркнуть/.
8.Тип поведения /отчужденное, своевольное, агрессивное, преступное/.
9.Отношение к окружающим: родителям; старшим; младшим сверстникам;
10. Отношение к труду: в школе; в семье; режим дня.
11. Интересы: к труду /какому, виду труда/;к чтению /какой литературы/; к технике /какой/; к искусству /кино, музыка, прочее/;
к спорту.
12. Участие в общественной работе /поручения, виды работы, отношения к поручениям, качества их выполнения/.
13.В каких кружках занимается.
14.Каким видом спорта увлекается, есть ли разряд.
15.С кем дружит учащийся?
16.Положение в коллективе: пользуется, не пользуется авторитетом в коллективе /подчеркнуть/; дорожит, не дорожит мнением коллектива /подчеркнуть/; бывают ли конфликты с учащимися, в чем их причины.
17.Сведения о поощрениях и наградах.
18. Дополнения к характеристике.
2. Этапы профилактической работы с трудновоспитуемыми школьниками. .(Материал взят из пособия Расчетиной С.А.(Дневник индивидуального подхода к педагогически запущенному подростку. – Л.,1986) и адаптирован к младшему школьному возрасту)
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.