Содержание воспитания.
Содержательное наполнение деятельности воспитателя – один из насущных вопросов современного воспитания. В педагогике нет однозначного понимания феномена содержания воспитания. Так, Н.Е.Щуркова выделяет в содержании воспитания – отношение, проживание, ценности и ценностные отношения. Основная идея данного подхода заключается в том, что человек характеризуется не системой формируемых личностных качеств, а отношениями «к наивысшим ценностям жизни». М.И.Рожков, Л.В.Байбородова исходят из того, что результатом воспитания выступает социальное развитие человека, предполагающее возникающие в результате воспитания изменения в его взглядах, мотивах, ценностных ориентациях. Ими выделено три группы воспитательных задач, в которых реализуется содержание воспитания. Первая группа связана с формированием гуманистического мировоззрения. Вторая направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения, и третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей. И.П.Подласый под содержанием воспитания понимает систему знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми надо овладеть. Автор считает, что хорошо организованный процесс воспитания должен подготовить человека к исполнению главных ролей в его жизни – гражданина, работника, семьянина. Это становится возможным при реализации следующих идей:
1.Реализм целей воспитания. Цель современной педагогики – разностороннее развитие личности. Средством достижения этой цели является освоение ребенком базовых основ культуры. Это делает понятие «базовая культура» личности - центральным в воспитании. Она включает знания и отношения индивида к миру в целом, культуру труда и человеческих взаимоотношений, экономическую, экологическую и правовую культуру.
2. Самоопределение. Это важнейший элемент содержания воспитания. Жизненное самоопределение характеризует личность как творца собственной жизни. В гармонии человека с самим собой идет гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
3. Совместная деятельность взрослых и детей. Она должна строиться на гуманистических образцах совместного поиска нравственных примеров и отбора, необходимых образцов духовной культуры.
4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитания – ребенок как наивысшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание направлено на развитие индивидуальных особенностей ребенка, его интересы и склонности.
5. Добровольность. Воспитательный процесс организовывается на проявлении свободной воли воспитанников. Это происходит в том случае, если воспитатель опирается на интерес, романтику товарищеских взаимоотношений, стремление к самодеятельности и творчеству.
6. Коллективистская направленность. Использование положительного потенциала коллективного влияния в воспитании у детей сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.(36, С.259-261).
В теории воспитания традиционно считается, что направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание, гражданское, экономическое, экологическое, правовое.
Раскроем подробнее эти направления, включив в представленную систему интернациональное и патриотическое воспитание, как наиболее актуальное и труднореализуемое в современном воспитательном поле.
1. Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления. Оно предполагает развитие памяти, мышления, силы воли, формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л.В.Занков, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Задачи умственного воспитания решаются средствами образования и обучения в ходе вовлечения школьников в творческий поиск ответов на поставленные в ходе обучения и воспитания вопросы. В ходе умственного воспитания у ребенка формируется интерес к овладению новыми знаниями. Этому ни мало способствуют новые информационные технологии, внедряемые в современную систему обучения и воспитания. Для каждого школьника воспитатель подбирает свой темп и условия развития познавательных процессов, что дает возможность каждому школьнику овладевать все новыми и новыми знаниями, расширяя горизонты индивидуального познания.
2. Нравственное воспитание. Нравы – это талоны, которыми люди руководствуются в своем поведении. Слово «нравы» произошло от латинского слова moralis – нравственный. Любая деятельность человека окрашена нравственными аспектами. Вследствие этого можно считать нравственное воспитание интегративным по отношению к остальным направлениям воспитания. «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям», писал В.А.Сухомлинский, раскрывая ценностный смысл нравственного воспитания. (45, Т.3.С.133). Основная задача воспитателя создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения. По мнению Л.А.Матвеевой и А.И.Раева, нравственные убеждения являются основой прогноза поведения ребенка. Действительно, если воспитатель знает каковы нравственные убеждения его воспитанника, он может с большей вероятностью ожидать определенные результаты его поведения. В структуру нравственного убеждения входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Чтобы владеть нравственной нормой, необходимо получить знания о ней. Структура нравственных знаний достаточна, сложна и связана с тем, что, присваивая этические элементы, ребенок индивидуализирует их и преломляет через свой жизненный опыт. «Знания, входящие в структуру нравственных убеждений, могут являться сведениями о различных объектах. Матвеева Л.А. читает, что это могут быть знания о нравственной норме, нравственном поведении, поступке, ситуации, знания об эмоциональных переживаниях, связанных с соблюдением или несоблюдением данной нравственной нормы» (24, С.79). Ребенок может вести себя безнравственно исключительно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме. Только они дают представление ребенку о добре зле, о моральных нормах. И, зачастую ошибка взрослого заключается в том, что он наделяет ребенка априори нравственными знаниями. Надо отметить, что сформированное понятие подводит ребенка к нравственным суждениям, в которых проявляется оценка нравственных поступков, событий, явлений. Для младшего школьника важен второй компонент нравственных убеждений – эмоциональный. Именно эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Поэтому очень важно обсудить с ним ту или иную нравственную коллизию и сформировать у него эмоциональное отношение к ней. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника. Именно их проявление показывает насколько он «продвинулся» в развитии своей духовности. Единство этих компонентов определяют свойство личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.
3.Трудовое воспитание. Основной целью трудового воспитания является формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации. Труд только тогда формирует позитивное отношение к разным видам деятельности, когда он хорошо организован и содержательно наполнен. Трудовое воспитание призвано формировать у младших школьников ценностное отношение к труду, интерес к продуктам труда и своему месту в системе трудовых отношений. Влияние разного жизненного опыта, возрастных особенностей, ценностных ориентаций воспитанников ставит перед воспитателем задачи организации дифференцированного их участия в трудовой деятельности. Существуют определенные требования в организации труда с младшими школьниками:
посильность труда для ребенка. Нельзя требовать применение трудовых усилий не совместимых с физической подготовкой ребенка к осуществлению трудовых операций.
труд должен приносить ощутимые результаты. Полезно, чтобы результаты были общественно значимы и привлекательны как лично для ребенка, так и для остальных членов детского сообщества.
безопасность труда. Организуя труд младшего школьника, воспитатель должен помнить о его безопасности. Ребенок не должен подвергаться опасности, выполняя порученные дела, участвуя в общественно-полезном труде.
В ходе реализации задач трудового воспитания воспитатель знакомит школьников с трудовыми традициями школы, их семей, коллективов страны в целом, объясняя значимость результатов труда для жизни отдельных членов общества. Участвуя в труде, младший школьник овладевает первичными трудовыми навыками при выполнении конкретных трудовых операций, подготавливающих его к участию в дальнейшем, в производительном труде. В этом социальность труда. Воспитание призвано переломить ситуацию в вопросе будущей профессиональной ориентации. Не секрет, что значимость трудового участия в делах страны значительно понизилась за последние годы. Оказалась востребованной психология потребительства, а не созидания. Ребенку трудно ориентироваться в мире ложных символов и деклараций. К тому же и в некоторых семьях не придают большого значения формированию первичных трудовых умений ребенка. К, примеру, приходя в школу, не каждый первоклассник владеет приемами самообслуживания. Он оказывается беспомощным в элементарных житейских ситуациях, требующих применения трудовых навыков. Пытаясь изменить ситуацию, школа возобновляет незаслуженно забытые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих поручений, где каждый школьник отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регулярно отчитываясь перед своими сверстниками. Участие в выставках мастерства, дающих возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Выставки могут быть тематическими. Можно проводить мастер-класс, где школьники покажут свои трудовые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творчестве, в овладении компьютерными технологиями и т.п. Велико воспитывающее значение труда, в ходе которого у каждого школьника есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, приобрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, понимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым усилиям. Для младшего школьного возраста приоритетом по значимости является учебный труд, пришедший на смену игре. Учебная деятельности – ведущая деятельность в этом возрасте, о чем мы неоднократно упоминали, характеризуя младший школьный возраст. Трудовое воспитание призвано развить у детей познавательные интересы, научить их радоваться новым открытиям и результатам учебного труда. Все формы организации учебной деятельности направлены на формирование у школьников познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков в познавательной деятельности. Труд активизирует ребенка. Добывая знания, школьник развивает самостоятельность как личностное качество. Большое значение для становления развивающейся личности имеет общественно-полезный труд. Воспитательная роль различных дел, направленных на удовлетворение общественных потребностей возвышает личность в собственных глазах. Как далеки от реалий повседневной жизни строки В.Маяковского. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики. Задача воспитателя и состоит, прежде всего, в том, чтобы воспитанник получал моральное удовлетворение от значимости для других людей результатов своих трудовых усилий. Не менее важен и следующий вид труда – труд по самообслуживанию. Именно приобретая навыки самообслуживания, ребенок готовится постепенно к производительному труду взрослого человека. Приучение детей к труду начинается в семье. Ознакомление с первыми трудовыми операциями происходит в этом социальном институте. На более поздних стадиях подключается школа. Воспитатели реализуют задачи по самообслуживанию в разных формах воспитательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон – от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении. Труд по самообслуживанию воспитывает у школьника бережливость, аккуратность, ответственность перед сверстниками за вверенный участок приложения трудовых усилий.
4. Эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания – развитие эстетического отношения к миру в целом. Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, возникающие у него эстетические переживания могут быть использованы воспитателем в позитивном русле. Организуя гуманистическое воспитательное пространство, воспитатель помогает ребенку воспринять и освоить прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях людей. Участие младшего школьника непосредственно в организуемых эстетических мероприятиях формирует у него художественные способности, выражающиеся в созидании прекрасного в своей жизни. Приход в школу связан у ребенка с осмыслением и целенаправленностью своей художественной деятельности. Если говорить о специфике младшего школьного возраста, то можно выделить некоторые параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны. К примеру, при рассмотрении художественных произведений, он не воспринимает целостную картину, уходя в детали. Эмоциональное отношение выражается ограниченно – доставляет удовольствие или неудовольствие восприятие увиденного. Но вместе с тем, именно уроки рисования, труда, музыкального творчества являются для школьника приоритетными. Во внеклассной же работе, где у воспитателя реализуются возможности использования досугового воспитательного пространства, особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. Воспитание младшего школьника средствами искусства побуждает его к развитию умений правильно оценивать художественные произведения, ориентирует на развитие художественного вкуса, прививает любовь к родному языку, природе. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка. Для его развития важно, в каких интерьерах протекает его жизнь. Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности». Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, и распространяется на окружающий ребенка «социальный ландшафт» (А.А.Реан). Кроме названных художественных кино, театр, народное творчество. Властно в нашу жизнь входят компьютерные игры, телефильмы, которые также значительно влияют на формирование художественного вкуса и эстетических чувств ребенка.
5.Физическое воспитание. Основная задача физического воспитания – содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливание организма. Этому способствуют здоровьесберегающие технологии воспитания. Это воспитательная система, включающая следующие направления:
Общее укрепление и закаливание организма ребенка направленное на продолжение его физического развития, медицинская профилактика заболеваний;
Совершенствование его двигательных навыков и вестибулярного аппарата. Их можно назвать жизненно важными для развивающейся личности. Владение подобными навыками во многом обогатит жизненный опыт ребенка, улучшит координацию и умение ориентироваться в пространстве.
Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни;
Воспитание силы воли и характера в достижении результатов.
Школе, как социально-педагогическому институту, отведена главенствующая роль в физическом воспитании детей. Однако следует заметить, что организация физического воспитания в семье является началом формирующего воздействия на ребенка. Единение таких мощных институтов приносит реальные плоды. Формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Это уроки физкультуры, физкультурные минутки на уроках разной предметной направленности, утренняя гимнастика, спортивные секции и клубы, туристические поездки и слеты, массовые спортивные соревнования. Но все эти формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.
6.Патриотическое воспитание. Патриотизм имеет огромное значение, в духовном развитии личности. Любовь к Родине, преданность своим идеалам, уважение к святыням и «родительским гробам» делает человека Человеком. К.Д.Ушинский считал формирование патриотов важнейшей задачей воспитания. «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями» (48, Т.2.С.160). Слово патриотизм произошло от греческого patris (отечество). В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка толкует это понятие следующим образом. «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (15, Т.3. С.24). В основе данных толкований прослеживается главное – отношение человека к Родине. Они включают в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения. По сути, патриотизм – нравственное качество и его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот – это Гражданин своей страны. Значение патриотического воспитания возрастает в современном обществе, поскольку широко отмечается снижение патриотических и гражданских потенциалов. Это связано, прежде всего, с понижение фактора Родины в умах людей, с некоторой растерянностью перед массированным нашествием западной культуры, несущей свои идеалы и понимание гражданской ответственности. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине» (В.А.Сухомлинский). «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь», писал в свое время русский писатель Л.М.Леонов. (23, Т.10.С.191). К месту своего жительства, к подъезду, ко двору, в котором играет ребенок, все это элементы воспитания гражданина. Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота», писал известный педагог-гуманист В.А.Сухомлинский. (46, С.210). И.П.Подласый предлагает набор гражданских качеств, как некий эталон гражданина. К ним он относит: 37, (С.261-262)
Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.
Чувство национальной гордости и патриотизма.
Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
Ответственность за судьбу страны.
Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
Общественная активность.
Соблюдение демократических принципов.
Бережное отношение к природе.
Уважение прав и свобод других людей.
Активная жизненная позиция.
Правосознание и гражданская ответственность.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Ответственность за свои дела и поступки.
Интернационализм, уважение к народам других стран.
Воспитатель, организуя работу с младшими школьниками, должен предусматривать систему мероприятий направленную на формирование патриотических позиций гражданина своей страны, коим, по сути, является каждый ребенок. Непростительно было бы надеяться, что патриотом ребенок может стать «сам по себе», без участия взрослого. Скорее наоборот. Расширение информационного поля, рассуждения взрослых о патриотизме и патриотах – все это скорее может отвратить ребенка от реализации патриотических задач. Именно воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями в силах представить перед младшим школьником национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера.
7.Итернациональное воспитание. В период нестабильности и существенных преобразований всех сфер нашей государственности, взаимоотношения людей разной национальности приобретают просто катастрофический резонанс в неокрепших душах детей. Классы с каждым годом становятся все более интернациональными, а члены общества за годы перестройки разучились жить в духовном мире с людьми, проповедующими другую культуру. Нам практически надо заново учиться культуре межнациональных отношений. Как и патриотическое, интернациональное воспитание является органической частью нравственного воспитания. А значит, оно представляет собой целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества. Школьникам необходимо знакомиться с другими культурами, как на уроках через предметы культурно-исторической направленности, так и во внеклассной работе, имеющей для этого все необходимые условия. В ходе подготовки и участия в мероприятиях интернационального характера, у младшего школьника развивается эмоционально отношение к узнаваемым фактам культуры других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур. М.И.Рожков и Л.В.Байбородова в системе готовности школьников к социальным отношениям, выделили раздел «Воспитание человека мира», из которого мы хотим привести направления, интернационального воспитания: (39, С.151)
Воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми.
Формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества.
Обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур.
Воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.
Нам кажется необходимым воспитание не только толерантного отношения к людям других национальностей, что, безусловно, важно и является первой ступенью к «воссоединению» наций. Не менее важным элементом является активность ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что, безусловно, усиливает его позиции как субъекта воспитания.
Реализация содержания в значительной степени зависит от того, какими методами будет пользоваться воспитатель. Поскольку взявший за основу своей профессиональной деятельности системный подход, педагог тем самым придает значение всем компонентам системы воспитания. Реализация цели воспитания, сформулированная им вначале, во многом корректируется, в зависимости от педагогических условий. Во многом изменение целей сопряжено с ответом на вопрос «как изменить воспитательные воздействия и взаимодействия, чтобы они соответствовали реальной ситуации». На подобные вопросы можно ответить, обращаясь к методам воспитания.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.