logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Задания для самосовершенствования.

1. Представьте, что вы участвуете в работе круглого стола по теме:

«Является ли личностно-ориентированное пространство воспитания условием становления личности человеком культуры?» Составьте тезисы своего выступления.

2.Составьте «Карту гуманистического воспитательного пространства». Обозначьте в ней основные «остановки» младшего школьника как «субъекта воспитания».

  1. Разработайте памятку для детей (класс на выбор) об установлении правильных взаимоотношений с одноклассниками.

  2. Подготовьтесь и проведите «Педагогический бой» на тему: «Воспитать или обучить. Расставим приоритеты!». Для этого разбейтесь на группы и, готовясь к выступлению, постарайтесь осветить следующие положения:

- кого можно назвать образованным человеком;

- воспитание – это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. А обучение?

- означает ли разделение терминов «обучение» и «воспитание», что эти процессы идут изолированно друг от друга?

- «образование» - это передача знаний и только?

  1. Прочитайте высказывания о воспитании. Какое из них наиболее полно отражает ваш взгляд на воспитание. Ответ аргументируйте.

- «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью выполнить то, чего не достает от природы». (Аристотель).

- «Прекрасна неточная наша наука… похожа если не на искусство, будем скромнее, то на ремесло в высоком понимании этого слова» (А.Лиханов).

- «Напротив, воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам…»(А.С.Макаренко).

- «Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей…» (Винер Н.)

- Педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей. Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве.… Пожалуй, это единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой…» (Соловейчик С.Л.)

- «Педагогика – наука целесообразная…., но педагогика – это и политическое искусство воспитания…»(Макаренко А.С.)

6. Попробуйте порассуждать на тему: «Феномен детства: ребенок и общество». Используйте предложенный план или предложите свой.

План рассуждений

7. Обратитесь к материалам, представленным в списках литературы о феномене детства, и напишите эссе. Темы выбирайте по своему желанию из предложенных ниже:

  1. Найдите в периодической литературе (журналы «Воспитание школьников», «Начальная школа») примеры реализации выбранных вами принципов.

9. .Воспользуйтесь вашим жизненным опытом и проанализируйте взаимодействие учителя и учеников в ситуации воспитательного характера, свидетелем которой вы были на школьном практикуме. (К примеру, учитель уронил стопку тетрадей практически у ног Сережи, но тот не спешит помогать ). Анализ можно провести по следующим параметрам (кто является инициатором взаимодействия; какова форма взаимодействия; каков стиль взаимодействия; ответная реакция участников взаимодействия; оценка результативности взаимодействия). Используя данные наблюдения, составьте педагогическое описание развертывания взаимодействия (к примеру, в течение четверти или полугодия).

10. Составьте фрагмент конспекта воспитательного мероприятия, в котором просматривалась бы реализация принципа гуманистической направленности.

11. Сделайте цитатные выписки из книги В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» на тему: «Формирование ценностного отношения к Родине в воспитательной системе В.А.Сухомлинского».

12. На основании прочитанной литературы подумайте, как, по вашему мнению, тип воспитания влияет на формирование ценностных ориентаций младшего школьника. Ответ можно заключить в таблицу:

Типы воспитания

Ц е н н о с т и

созидания

переживания

общения

преодоления

13.Представьте себе, что вы проводите диспут на тему: «Может ли человек быть всесторонним, гармоничным и целостным? За и против «. Составьте доказательные тезисы своего выступления.

14.На основе анализа методов воспитания, представленных в различных педагогических источниках, выберите классификацию, которая вам представляется наиболее целесообразной в воспитательной работе с младшими школьниками.

15.Изучив классификацию методов воспитания, составьте обобщенную таблицу, включающую следующие параметры:

Автор класси-

фикации

Группа, в которую входят методы

Домини-рующие в

группе ме-

тоды

Предпоч

тительные

приемы

Средства

Предпо

лагае-

мый ре-

зультат

.

16. Найдите в психолого-педагогической литературе примеры использования средств воспитания. Составьте систему их использования в начальной школе.

17.Известно, что в педагогике существует прямое и косвенное требование. Составьте набор косвенных требований в виде шутливых советов (10-15), обращенных к младшему школьнику.

18. Дайте характеристику близкому человеку и чужому. Постройте систему критериев для обоих случаев.