Задания для самосовершенствования.
1. Представьте, что вы участвуете в работе круглого стола по теме:
«Является ли личностно-ориентированное пространство воспитания условием становления личности человеком культуры?» Составьте тезисы своего выступления.
2.Составьте «Карту гуманистического воспитательного пространства». Обозначьте в ней основные «остановки» младшего школьника как «субъекта воспитания».
Разработайте памятку для детей (класс на выбор) об установлении правильных взаимоотношений с одноклассниками.
Подготовьтесь и проведите «Педагогический бой» на тему: «Воспитать или обучить. Расставим приоритеты!». Для этого разбейтесь на группы и, готовясь к выступлению, постарайтесь осветить следующие положения:
- кого можно назвать образованным человеком;
- воспитание – это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. А обучение?
- означает ли разделение терминов «обучение» и «воспитание», что эти процессы идут изолированно друг от друга?
- «образование» - это передача знаний и только?
Прочитайте высказывания о воспитании. Какое из них наиболее полно отражает ваш взгляд на воспитание. Ответ аргументируйте.
- «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью выполнить то, чего не достает от природы». (Аристотель).
- «Прекрасна неточная наша наука… похожа если не на искусство, будем скромнее, то на ремесло в высоком понимании этого слова» (А.Лиханов).
- «Напротив, воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам…»(А.С.Макаренко).
- «Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей…» (Винер Н.)
- Педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей. Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве.… Пожалуй, это единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой…» (Соловейчик С.Л.)
- «Педагогика – наука целесообразная…., но педагогика – это и политическое искусство воспитания…»(Макаренко А.С.)
6. Попробуйте порассуждать на тему: «Феномен детства: ребенок и общество». Используйте предложенный план или предложите свой.
План рассуждений
Детство как сложное сообщество в рамках социального общества.
Детство как стимулирующее развитие мира, явление.
Мир детства и взрослости.
Взаимодействие детей и взрослых.
7. Обратитесь к материалам, представленным в списках литературы о феномене детства, и напишите эссе. Темы выбирайте по своему желанию из предложенных ниже:
«Детство – маленькая страна»
«Осторожно – взрослый мир!».
«Принцессы и золушки в современном мире»
«Детство как модель взрослого его видения».
Найдите в периодической литературе (журналы «Воспитание школьников», «Начальная школа») примеры реализации выбранных вами принципов.
9. .Воспользуйтесь вашим жизненным опытом и проанализируйте взаимодействие учителя и учеников в ситуации воспитательного характера, свидетелем которой вы были на школьном практикуме. (К примеру, учитель уронил стопку тетрадей практически у ног Сережи, но тот не спешит помогать ). Анализ можно провести по следующим параметрам (кто является инициатором взаимодействия; какова форма взаимодействия; каков стиль взаимодействия; ответная реакция участников взаимодействия; оценка результативности взаимодействия). Используя данные наблюдения, составьте педагогическое описание развертывания взаимодействия (к примеру, в течение четверти или полугодия).
10. Составьте фрагмент конспекта воспитательного мероприятия, в котором просматривалась бы реализация принципа гуманистической направленности.
11. Сделайте цитатные выписки из книги В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» на тему: «Формирование ценностного отношения к Родине в воспитательной системе В.А.Сухомлинского».
12. На основании прочитанной литературы подумайте, как, по вашему мнению, тип воспитания влияет на формирование ценностных ориентаций младшего школьника. Ответ можно заключить в таблицу:
Типы воспитания | Ц е н н о с т и | |||
созидания | переживания | общения | преодоления | |
|
|
|
|
|
13.Представьте себе, что вы проводите диспут на тему: «Может ли человек быть всесторонним, гармоничным и целостным? За и против «. Составьте доказательные тезисы своего выступления.
14.На основе анализа методов воспитания, представленных в различных педагогических источниках, выберите классификацию, которая вам представляется наиболее целесообразной в воспитательной работе с младшими школьниками.
15.Изучив классификацию методов воспитания, составьте обобщенную таблицу, включающую следующие параметры:
Автор класси- фикации | Группа, в которую входят методы | Домини-рующие в группе ме- тоды | Предпоч тительные приемы | Средства | Предпо лагае- мый ре- зультат |
.
16. Найдите в психолого-педагогической литературе примеры использования средств воспитания. Составьте систему их использования в начальной школе.
17.Известно, что в педагогике существует прямое и косвенное требование. Составьте набор косвенных требований в виде шутливых советов (10-15), обращенных к младшему школьнику.
18. Дайте характеристику близкому человеку и чужому. Постройте систему критериев для обоих случаев.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.