Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
…Применение теоретических методов исследования и анализ результатов опытно-педагогической работы позволили сформировать более детальное и глубокое представление об индивидуальности и ее основных составляющих. Ядром (первым и главным компонентом) индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое (авторское) отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий. Индивидуальность и ее основные элементы, по мнению Н.Е.Щурковой, сфокусированы ключевым отношением к жизни. Это отношение складывается из совокупности доминант, присущих данному человеку и образующих в своей взаимосвязи «руководящий стержень» его мыслей и действий
Второй компонент индивидуальности — это задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливают формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности
Третий компонент — это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства такого опыта во многом зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности. Именно этот компонент можно рассматривать в качестве базисного основания формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств. Он, на наш взгляд, является также необходимым условием становления, а подлинно культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности человеческой цивилизации.
Четвертый компонент — нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности, соотносящаяся с духовно-нравственными ценностями общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонента индивидуальности произведено нами осознанно, хотя многие исследователи подчеркивают независимость индивидуальности и уровня ее сформированности по отношению к нормам морали и степени их усвоения (принятия) человеком.
Пятый компонент — творческая активность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипостасях: и как ее элемент, и как свойство, присущее ей (очень часто и совершенно справедливо исследователи используют словосочетание «творческая индивидуальность»), и как решающее условие ее становления и проявления. Такая многогранность свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Без творческой активности трудно представить возможность формирования яркой индивидуальности, полномасштабного самоосуществления человека. При ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность. Творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему педагогу необходимо заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.
…Завершая описание существующих в науке и собственных представлений о сущности и составе исследуемого явления, считаем целесообразным сформулировать сложившееся на их основе определение понятия «индивидуальность». Под индивидуальностью нами понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.
…Что необходимо делать педагогу для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?
Разумеется, надо создавать определенные педагогические условия. Но какие? Профессор Н.Е.Щуркова называет три обстоятельства, которые способствуют развитию индивидуальности школьника в процессе воспитательной деятельности. К ним она относит: во-первых, создание «деятельностной ниши» для ребенка в разнообразной деятельности классного сообщества; во-вторых, обеспечение благоприятного положения ребенка в системе связей и отношений с одноклассниками; в-третьих, организацию внешне выраженного, материализованного в словах, мимике, пластике, действиях и предметах расположения к каждому ребенку, внимания, заботы, нежности, признательности, восхищения.
Ее коллега Л.И.Маленкова полагает, что педагогическое обеспечение процесса и становления индивидуальности ребенка должно включать в себя следующие составляющие:
умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности и принять ее таковой, какая она есть;
глубокое изучение личности воспитанника, его положения, статуса в воспитательном процессе;
установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником;
организацию личностно ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей учащихся;
инструментовку воспитания как самопознания и саморазвития личности, ее самоактуализации;
индивидуальный корректив в воспитании некоторых школьников, преодоление «сопротивления воспитанию».
Названные Н.Е.Щурковой и Л.И.Маленковой условия развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности, несомненно, следует отнести к разряду тех обстоятельств, которые имеют важное значение в формировании этого человеческого качества. Но мы посчитали возможным дополнить этот перечень, а некоторые его положения — уточнить и детализировать. В результате нами было выявлены и сформулированы девять педагогических условий, способствующих успешному протеканию процесса становления и проявления индивидуальности ребенка. К ним мы отнесли следующие обстоятельства:
восприятие классным руководителем и его воспитанниками индивидуальности как особо значимой ценности;
наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;
ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения;
предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;
создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей;
6)оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование в ребенке общего, особенного и единичного;
7)стимулирование стремления школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем;
8)теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности;
9)поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения (Цитаты из работы: Степанов Е, Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности //Воспитание школьников.№1, 2005, С.2-8.)
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.