logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)

…Применение теоретических методов исследования и анализ результатов опытно-педагогической работы позволили сформировать более детальное и глубокое представление об индивидуальности и ее основных составляющих. Ядром (первым и главным компонентом) индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое (авторское) отношение челове­ка к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий. Индивидуальность и ее основные элементы, по мнению Н.Е.Щурковой, сфокусированы ключевым отношением к жизни. Это отношение складывается из совокупности доминант, присущих данному человеку и образующих в своей взаимо­связи «руководящий стержень» его мыслей и действий

Второй компонент индивидуальности — это задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливают формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно об­разно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности

Третий компонент — это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства такого опыта во многом зависит яркость и мно­гогранность человеческой индивидуальности. Именно этот компонент можно рассматривать в качестве базисного основания формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств. Он, на наш взгляд, является также необходи­мым условием становления, а подлинно культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности человеческой цивилизации.

Четвертый компонент — нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности, соотносящаяся с духовно-нравственными ценностями общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонента индивидуальности произведено нами осознанно, хотя многие исследователи подчеркивают независимость индивидуаль­ности и уровня ее сформированности по отношению к нормам морали и степени их усвоения (принятия) человеком.

Пятый компонент — творческая актив­ность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипоста­сях: и как ее элемент, и как свойство, при­сущее ей (очень часто и совершенно спра­ведливо исследователи используют слово­сочетание «творческая индивидуаль­ность»), и как решающее условие ее становления и проявления. Такая многогран­ность свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Без творческой активности трудно представить возмож­ность формирования яркой индивидуальности, полномасштабного самоосуществления человека. При ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность. Твор­ческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему педагогу необходимо заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.

…Завершая описание существующих в науке и собственных представлений о сущности и составе исследуемого явле­ния, считаем целесообразным сформулировать сложившееся на их основе определение понятия «индивидуальность». Под индивидуальностью нами понимается интегративное свойство человека, отража­ющее его способность к самоосуществле­нию (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое от­ношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представ­ляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.

…Что необходимо делать педагогу для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?

Разумеется, надо создавать определен­ные педагогические условия. Но какие? Профессор Н.Е.Щуркова называет три обстоятельства, которые способствуют разви­тию индивидуальности школьника в процессе воспитательной деятельности. К ним она относит: во-первых, создание «деятельностной ниши» для ребенка в разнообраз­ной деятельности классного сообщества; во-вторых, обеспечение благоприятного положения ребенка в системе связей и отношений с одноклассниками; в-третьих, организацию внешне выраженного, мате­риализованного в словах, мимике, пласти­ке, действиях и предметах расположения к каждому ребенку, внимания, заботы, нежности, признательности, восхищения.

Ее коллега Л.И.Маленкова полагает, что педагогическое обеспечение процес­са и становления индивидуальности ребен­ка должно включать в себя следующие составляющие:

Названные Н.Е.Щурковой и Л.И.Маленковой условия развития индивидуаль­ности учащихся в процессе воспитательной деятельности, несомненно, следует отнести к разряду тех обстоятельств, которые имеют важное значение в формировании этого человеческого качества. Но мы посчитали возможным дополнить этот перечень, а некоторые его положения — уточнить и детализировать. В результате нами было выявлены и сформулированы девять педагогических условий, способст­вующих успешному протеканию процесса становления и проявления индивидуальности ребенка. К ним мы отнесли следующие обстоятельства:

  1. восприятие классным руководите­лем и его воспитанниками индивидуальности как особо значимой ценности;

  2. наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;

  3. ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков са­мопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения;

  4. предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;

  5. создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей;

6)оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование в ребенке общего, особенного и единичного;

7)стимулирование стремления школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем;

8)теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности;

9)поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения (Цитаты из работы: Степанов Е, Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности //Воспитание школьников.№1, 2005, С.2-8.)