1.2. Гуманизация воспитательной среды.
Переход от авторитарного к личностно-ориентированному воспитанию ставит воспитателя перед необходимостью переосмысления своих позиций и позиций воспитанника в новом педагогическом пространстве. Освоение личностью продуктов человеческой культуры осуществляется через систему социально-педагогических институтов, призванных помочь ребенку «встроиться» в систему новых для него отношений. Это дошкольные, школьные образовательные учреждения и, конечно, главный социальный институт для ребенка – семья. Расширение границ воспитания в современной педагогике предлагает ориентацию на личность воспитанника как единственно верный путь реализации возможностей ребенка. Человек как наивысшая ценность – вот девиз и цель современного гуманистического воспитания. Отрадно, что современная педагогика уже не трактует воспитание, как воздействие педагога на личность ребенка. Хотя, на наш взгляд совсем отказываться от этого понятия нецелесообразно. Важно, понять, на каком этапе ребенку требуется именно взаимодействие, а не воздействие и не «передача опыта». Известный педагог А.С.Макаренко сравнивал воспитателя с садовником, бережно выращивающим цветы в саду. А для этого, как известно, нужны специальные условия. Создание педагогических условий необходимо рассматривать в широком контексте. Это, прежде всего, влияние общества и его социально-педагогических институтов на личность. Для ребенка крайне важно, в какой семье, в каком окружении он растет, какие «науки» впитывает с молоком матери. Для него, как правило, врастание в общество достаточно болезненно и связано с целым набором разнообразных факторов.
Социальность воспитания выражена понятием «социализация», то есть вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными этим обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. «… не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни» (13, С.253), так определяет Н.Ф.Голованова важность овладения социальным опытом для ребенка. Социализация – это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он максимально реализовать свой индивидуальный потенциал. Надо помочь ему справиться с многообразием факторов социализации. Они включают социум со своими общественными отношениями и социальными установками, и семья как первичный институт социализации ребенка со своими бытовыми устоями и ценностными ориентациями, и микрогруппы, расположенные в достаточной близости к ребенку – друзья, товарища, соученики. Роль воспитателя в том, чтобы он, учитывая особенности ребенка, создавал те условия, в которых социализирующаяся личность чувствовала бы себя комфортно.
Воздействие социума на результаты воспитания очевидны, но социум в совокупности своих культурных, политических, идеологических феноменов воспринимается ребенком исключительно через «ближний круг». Это своеобразный малый социум – окружение ребенка. Те люди, влияние которых на его становление, как человека общественного, очевидно. Ребенок находится в обширной системе макро- и микросвязей, которые формируют его ценностные ориентации, предпочтения, систему социальных выборов. Вхождение воспитанника в социум, врастание его в систему требований общества очень сложный и многофакторный процесс. Личность ребенка закладывается в семье, и именно она является первым институтом его социального становления. Но даже в самой прекрасной семье ребенок не может избежать опосредованного социального влияния. Его нельзя оградить ни от низкого уровня культуры, ни от жестокости улицы, ни от воздействия отдельных членов общества
Итак, социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия. Но это освоение не пассивный процесс. Ребенок совместно с взрослыми формирует свой собственный социальный опыт. А значит, для него представляет ценность организация условий, побуждающих его к активной деятельности. Подобные условия принято называть факторами социализации. А.В.Мудрик (31, С.29-30) предложил три группы: макрофакторы; мезофакторы; микрофакторы.
Макрофакторы. В процессе социализации на ребенка воздействует система факторов глобального значения. Можно выделить социальный, природный и культурный. Социальный фактор выражается в приведении в адекватное соотношение индивида и общества. Место подрастающей личности определяется системой различных социальных ролей, выполняемых ею в течение всей жизни. Это профессиональные, семейные, гражданские, интерсоциальные, геосоциальные и регулятивные роли. (Н.М.Таланчук). Качество выполнения данных ролей и определяет социальную нишу, занимаемую человеком. Личность не может полностью совпадать с обществом, да это было бы и грустно. Общество в этом случае лишилось бы талантливых людей, которые именно в силу своей неординарности, выпадают из традиционной социальной «сетки». Глобализация экологических проблем приобрела решающее значение в современном мире. Противоречие между человеком, возомнившим себя «царем природы» и истинной первозданной природой, заставляет разумную часть человечества решать проблемы взаимодействия с природой, не допуская экологической катастрофы. Отражаясь на индивидуальном сознании, участившиеся природные катастрофы ставят перед педагогикой задачу формирования индивидуальной ответственности у каждого жителя планеты за ее будущее. Глобализация культурных ценностей выражается в совокупности всех достижений человечества на протяжении многих веков. Культурологический подход к социализации помогает определить место индивида в системе мирового сообщества. Культура регулирует отношения человека с сообществом, и, ребенок, социализируясь, присваивает себе достижения культуры. Воспитание является проводником ребенка, помогающим отличить истинные культурные ценности от продуктов субкультуры. В современном воспитательном поле все очевиднее проблемы, связанные с принятием или отторжением глобальных идей, объединяющих людей планеты. Воспитателю, в силу специфики его профессиональной деятельности необходимо владеть умениями органично готовить младшего школьника к встрече с этими проблемами, которые, на наш взгляд, со временем будут только углубляться. Особенности младшего школьного возраста в какой-то мере «облегчают» этот процесс, поскольку ребенок безгранично верит своему учителю. Это дает возможность органично встраивать младшего школьника в систему социальных ролей, усиливать его активность и самостоятельность.
Мезофакторы. На социализацию ребенка влияет принадлежность к тому или иному этносу. Эта принадлежность выражается во владении языком своей национальности, знанием ее обычаев и особенностей культуры. У каждого народа есть своя географическая родина, национальное самосознание, своя специфика во взаимоотношениях с людьми своей национальности. Этнические особенности характеризуют большие и малые группы людей. Это – нации. В современной педагогике отмечается сложившееся напряжение в соотношении этносов. Это связано, прежде всего, с распадом могучего прежде государства и неустроенностью народов в бывших братских республиках. Перемещение людей разных национальностей в города России создают сложные условия для реализации воспитательной национальной политики. Задача школы помочь детям разных национальностей, сохраняя особенности своей этнической культуры, принять и понять особенности и значение культуры другой национальности.
Получение образования каждого отдельного человека во многом определяется местом его проживания. Демографические условия являются фактором социализации. Разный уровень преподавания в сельской школе и городской, доступность информации, наличие культурных центров – все это влияет на формирование потребностно-мотивационной сферы личности и определяет ее «социальный портрет». Помятуя об особенностях младшего школьного возраста, воспитателю необходимо, используя их, строить свою национальную воспитательную политику. Редко какой современный класс обходится без набора детей, принадлежащих к разным национальным культурам. Младший школьник подражает, взрослым, и если он слышит осуждение не действий человека, а именно его национальности, он приносит подобные сентенции в класс и высказывает их, что называется прилюдно. От того, как реагирует на эти высказывания учитель, во многом зависит и то, насколько это отношение укрепится в сознании ребенка.
Микрофакторы. Это ближайшее окружение ребенка. Семья, друзья, референтная группа. Семья является самым мощным фактором социализации ребенка. Именно в ней он познает правила и требования социума, учится жить в обществе. Семья есть некая модель общества, но модель индивидуализированная, несущая усвоенные элементы культуры, переработанные в соответствии с ценностями, принимаемыми каждой семьей. В ней происходит половая идентификация. Ребенок знакомится с ролями отца и матери. От того, какие отношения превалируют в семье, такие и первичные знания о мире получит ребенок. Семья – своеобразный репетиционный зал, где ребенок познает разные модели поведения в обществе. Но не только пребыванием в семье исчерпывается обучение ребенка социально значимым качествам. Большое значение для развивающейся личности играют его друзья. Именно отношения с друзьями заставляет ребенка сравнивать себя с другими людьми и свое поведение с поведением друзей в схожих обстоятельствах. Кроме этого, группа сверстников – это особый мир, в котором пребывает ребенок. Он абсолютно не похож на мир взрослых. Он обладает собственной богатой по содержанию и формам субкультурой, выраженной в играх, общении детей. Достаточно послушать, как обсуждают дети просмотренный, к примеру, фильм. У них даже язык обсуждения свой, не всегда понятный взрослым. А детские страшилки, которыми пугают мальчишки девчонок в детских сообществах – спортивных лагерях, лагерях здоровья и отдыха. Детские тайны, фантазии, ведение альбомов с фотографиями любимых актеров (девочки), знаменитых футболистов или боксеров (мальчики) являются элементами детской субкультуры, создающими для ребенка уютный мир личного совершенствования. Следовательно, успешность воспитательного воздействия во многом обусловлена тем, как использует воспитатель свои профессиональные знания о «ближнем круге» ребенка.
В психолого-педагогической литературе немало написано о влиянии группы сверстников на становление личности ребенка. Особенно это влияние возрастает с приходом в школу, где начинается новый этап социализации, связанный с изменением деятельности. На смену игровой деятельности приходит учебная. Она становится ведущей. Именно успехи в учебной деятельности становятся определяющими в социальной характеристике школьника. Создаются группы детей с различными социальными статусами. «Отличники» и «двоечники», как правило, создают свои сообщества, где фигурируют ценности, выбираемые детьми в качестве ведущих. Задача воспитателя сделать группу референтной для каждого ребенка. Изменить социальную характеристику «двоечника» помогает воспитание. Воспитательные программы, направленные на выявление позитивных качеств ребенка, предъявление их группе, утверждение ценности личности, независимо от успехов в учебной деятельности, реализация принципа «педагогического оптимизма» (А.С.Макаренко), все это является механизмом активной социализации ребенка.
Понимание воспитателем того, как строить процесс воспитания младших школьников во многом определяется правильно поставленной и логично выверенной целью воспитания, признанием ребенка активным участником воспитательного процесса. Цели, выбранные воспитателем должны быть разнообразными и обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка. Разнообразие целей предусматривает и разнообразие содержания воспитательного процесса.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.