logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы

…В особой ситуации риска находятся младшие школьники: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, не­соответствие внешних требований психо­физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребыва­ние учащихся в условиях стресса. Причина­ми эмоционального неблагополучия у млад­ших школьников могут быть срыв первич­ного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспи­тательные приемы, отсутствие необходи­мых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность спра­виться с учебной нагрузкой, враждебное от­ношение учителя, непринятие детским кол­лективом. В этой ситуации все более осоз­нается необходимость в педагогической поддержке учащихся начальной школы.

…Педагогическая поддержка — одна из тех категорий, о которых написано много. На первый взгляд она кажется довольно по­нятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.

…Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда ее предлагают. Здесь очень важно доверие ребенка к учителю. Между тем учителя начальных классов могут испытывать трудности в вы­ражении любви к младшему школьнику. Так, у педагога может появиться иллюзия (неверная установка)«материнской любви» по отношению к младшему школьнику, когда учитель чрезмерно опекает своих подопечных, выискивает отрицательные качества (нежелание учиться, склонность нарушать дисциплину и т.п.). В результате такого отношения ребенок становится строптивым, теряет охоту учиться, у него вырабатывается неприязнь и враждебность, что в итоге и рождает отвращение и нежелание получать какую-либо помощь от учителя. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к ак­тивной внутренней работе.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т.е. педагог помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказыва­ет косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

Соблюдение принципа конфиденциаль­ности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведе­нии диагностических методик и индивиду­альных бесед.

4.Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями дру­гих учеников, а пытается понять и услы­шать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие или критика, что, в свою оче­редь, может привести к закрытости.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумева­ет, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот на­рушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрос­лый, имеет право на ошибку.

…Педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы индивиду­ального и группового взаимодействия учи­теля и детей, носить превентивный (профи­лактический) и оперативный (срочный) ха­рактер.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, ком­пенсаторный характер (И.В. Дубровина). При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно совместно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционально­го неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным спо­собам его социализации.

Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в пси­хологии является проблема неуравнове­шенности учащихся младших классов. Педагоги не всегда знают, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драч­ливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживаю­щими любое замечание, плаксивыми и тревожными.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогической поддержки: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, нап­равленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы.

Кроме того, важно отмечать, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания — они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное — повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

…Каждый опытный педагог знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, об­ратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми, важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологиче­скую травму, настроить против педагога, а с другой — им ценно любое проявление вни­мания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, — это не обращать на него вни­мания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.

…Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно ус­тойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка дру­зей, желанием поделиться с одноклассника­ми своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать педаго­гу поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных играх или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нужда­ются в особом внимании, так как такое не­благополучное положение в системе лич­ных отношений ведет к общему эмоцио­нальному дискомфорту.

…Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, на наш взгляд, является реализация педагогических техник и приемов, которые помога­ют детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведем их примеры.

Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения.

Приемы:

• Снятие страха — «Ничего страшного...».

• Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что...».

Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Техника «Минимизация внимания»

Приемы:

Временно прекратите вести урок.

Техника «Как помочь ученикам почувство­вать свою интеллектуальную состоятельность» Приемы:

• Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

На наш взгляд, данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способство­вать продуктивному развитию личноcти. (Цитаты из работы: Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы.//Начальная школа. 2006, № 9. С.7-11).