Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
"Я твердо убежден, что семья — это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию", в этих словах известного педагога В.А. Сухомлинского заключена идея взаимодействия семьи и школы.
Сколько лет существует школьное обучение, столько лет существует проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Все более заметна тенденция разделить функции воспитания в семье и школе. Педагоги озабочены тем, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку, родители беспокоятся, что в школе ребенку не дают тех знаний и навыков поведения, получить которые они ожидали.
Однако не всегда есть понимание обеих сторон того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии.
…Немало вредных традиций отчуждают родителей от школы. Следует назвать самые распространенные из них.
Это, во-первых, авторитарный стиль педагогов и стремление навязать родителям свое мнение, свои суждения о том, что делать с детьми. Такой педагог видит себя руководителем не только детей, но и их родителей.
Во-вторых, обвинительный уклон информации о детях, склонность ко всевозможным жалобам на них. Иногда такая информация является преобладающей в выступлениях педагогов на классных собраниях и в индивидуальных беседах.
В-третьих, педагоги стремятся вовлечь родителей в карательные действия против детей, которые, порой, являются бессмысленными.
В-четвертых, нагнетание чувства вины родителей за свою несостоятельность, что порождает в последних внутренний конфликт.
В-пятых, отсутствие психологической этики в процессе проведения совместных мероприятий.
В-шестых, неумение педагогов опираться на положительный опыт родителей.
В-седьмых, мешает сотрудничеству и часто используемый стандартный подход ко всем семьям без исключения.
В-восьмых, бессистемность и случайность общения с родителями.
Вышеуказанные вредные традиции порождают у родителей чувство вины, страха, раздражение, сопротивление, нежелание видеться с педагогами, порой открытую конфронтацию с учителем, а иногда и в трудноразрешимый конфликт.
Причины, идущие от родителей и не способствующие взаимопониманию и взаимодействию, таковы:
Во-первых, нежелание, лень родителей заниматься воспитанием своих детей, т. е. невыполнение ими гражданского долга перед обществом.
Во-вторых, наличие и обострение большого количества семейных проблем: плохие супружеские отношения, отсутствие авторитета родителей у детей, отсутствие педагогических и психологических знаний у родителей, падение жизненного уровня.
Но что можно предложить взамен? Чем обеспечить успешное взаимодействие и результативное сотрудничество?
Имеет смысл назвать следующие предложения педагогов:
Вызволить родителей из информационного вакуума о положении дел в системе образования.
Изучить информационные запросы семей с последующей разработкой вестников для родителей.
Вместо традиционных родительских собраний проводить "круглые столы", где может высказать свое мнение каждый родитель, где не отчитывают их, а разговаривают с ними, где не нужно сидеть понурив голову.
Проводить ежегодно своеобразный аудит с целью изучения родителей первоклассников, чтобы понять, что за люди пришли уже в сложившийся коллектив школы.
Развивать способность у педагогов по-доброму относится к родителям, стать привлекательными партнерами им.
Предложить родителям проводить общественную экспертизу педагогических достижений с точки зрения здравого смысла (новых программ, новых форм обучения и т. д.).
Завести в школе жалобную книгу.
Поделиться с родителями своими управленческими функциями, например, через родительские комитеты улаживать конфликты.
Организовывать консультации для родителей, чтобы грамотно строить отношения с учителями..
Педагогам изучить и использовать родительский потенциал для решения задач, стоящих перед школой.
Проводить дни открытых дверей в ходе которых предлагать родителям младших классов посещать уроки в старших классах как показатель перспективы развития детей.
Проводить тематические конференции, где бы родители могли поделиться положительным опытом воспитания по существующим проблемам.
Использовать неофициальные записки, которые могут содержать максимальную информацию, например, о каком-либо достижении ребенка.
Оформлять стенды, содержащие информацию, адресованную родителям (о готовящихся мероприятиях, советы по воспитанию детей и т. д.)
Посещать семьи по приглашению родителей.
Организовать работу семейного клуба.
Хотелось бы выделить три составные части этого взаимодействия:
педагогическое просвещение,
педагогическое корректирование семейного воспитания,
практическая совместная деятельность.
Содержание работы школы с родителями включает три основных блока:
повышение уровня психолого-педагогических знаний
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
привлечение родителей к управлению школой.
Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
I блок — повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей:
семейный клуб
лекции для родителей
открытые уроки и внеклассные мероприятия
индивидуальные беседы
факультатив для родителей "Этика и психология семейной жизни".
II блок — вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
проведение родительских собраний
организация кружков и секций
помощь в укреплении материально-технической базы школы
совместные творческие дела
праздник "За честь школы" (отчет школы перед родителями за учебный год)
III блок
совет школы
родительские комитеты классов и школы
Педагогический коллектив ожидает от деятельности направленной на активизацию воспитательных возможностей семьи и школы с целью тесного взаимодействия следующее:
создание единого воспитательного поля, где ребенок не будет замечать границ между семьей и школой, где он должен увидеть некое единство мира.
Готовность к работе с родителями определяется многими факторами: теоретическими знаниями, накоплением практического опыта, рефлексией педагога и его критичностью не только по отношению к родителям, но и к себе, к своим действиям в общении с родителями, педагогическими умениями устанавливать контакт с семьями учащихся, вовлекать их в продуктивный диалог, всей гуманитарной и педагогической культурой учителя.
(Цитаты из работы: Т.Г.Аршинова. Взаимодействие семьи и школы./Детсво и общество:социокультурный контекст /Материалв Х11 Международной конференции «Ребенок в современном мире.»-СПб.,2005. С.294-297
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.