logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Слово контроль произошло от французского control (надсмотр). Основная его цель установить соответствие полученных результатов заданным. Методы контроля призваны реализовывать основную его функцию – показывать результативность воспитательного процесса, то есть реализовывать обратную связь. Это выражается в наблюдении за деятельностью и поведением школьников, побуждении их в выполнении педагогических требований. Применение контроля напоминает школьникам о необходимости правильного поведения, соблюдения норм и законов общественной жизни. Высшей формой контроля выступает самоконтроль, когда ребенок уже может адекватно оценить свое поведение и поступки. Это позволяет ему стремиться к их исправлению, усиливает позитивную активность школьника, приближая его к выбранному идеалу поведения.

Педагогическое наблюдение.

Сущность метода педагогического наблюдения заключается в непосредст­венном восприятии действительных фактов, событий. Этот метод позволяет изучить личность школьника в обычных, естественных условиях, что дает возможность считать его одним из основ­ных.

Для успешного использования метода наблюдения воспитателю необ­ходимо в своей опытно-экспериментальной работе, прежде всего, поставить цели, определить задачи, этапы, выбрать время и место наблюдения, стремясь при этом, что­бы полученная информация поддавалась контролю. Наблю­дения желательно фиксировать в разработанной для этих целей карте.

К достоинствам данного метода мы можем отнести то, что с его помощью можно широко охватить события. Но метод наблюдения вместе с тем не лишен недостатков.

Они могут быть сведены в две группы: объективные и субъективные. К объективным можно отнести ограничен­ность, частный характер наблюдаемой ситуации. Субъектив­ные же, связаны, прежде всего, с личностными профессиональ­ными особенностями наблюдателя. Результаты наблюдения зависят от его настроения, сосредоточенности, умения целост­но воспринимать ситуацию. Еще одной особенностью данного метода является сложность, а часто и невозможность повто­рения наблюдения, а также фиксация действия, а не вызыва­вших его мотивов.

Для более глубокой достоверности получаемых факторов необходим контроль, помогающий сравнивать результаты на­блюдения за учащимися, воспитателем, классным руководителем, другими учителями, взрослыми. Необходимо также сопоставление этих данных с другими источниками.

Метод наблюдения можно эффективно использовать при исследовании взаимоотношений в классе, отношения к тру­ду, к общественной жизни, к проведению досуга. Он помога­ет дать оценку способностям, отношению к учебе, отношению к миру в целом.

Опрос.

При использовании данного метода, ис­точником информации выступает непосредственно школьник (респондент). Различают три вида опроса: беседа, анкетирование и интер­вью. В их основе лежат предлагаемые опрашиваемым вопро­сы, ответы на которые являются первичной информацией.

Преимущество данного метода состоит в том, что неболь­шое число опрашиваемых позволяет в достаточно короткие сроки охватить опросом большое количество учащихся и по­лучать от них разнообразную информацию.

Наиболее распространенными в практике применения контроля в начальной школе беседа и анкетирование. Не­сомненную ценность в беседе представляет близкое общение учителя, воспитателя, родителя и воспитанника. Педагогическая цен­ность беседы в том, что взрослый имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации детей. Под влиянием беседы про­исходит переоценка ценностей ребенком, появляется возмож­ность перестраивать его поведение.

Анкетные опросы могут быть групповыми, индивидуаль­ными, очными, заочными, смешанными. Независимо от вида, подготовка и проведение их должны идти по следующим этапам: составление анкеты, апробация ее на контрольной группе, опрос изучаемой группы, обработ­ка полученной информации, анализ результатов, составле­ние справки.

Самым сложным и ответственным является составление вопросника для младшего школьника. Можно сформулировать ряд требований, выпол­нение которых поможет его составить: число вопросов не должно превышать 14—16, иначе учащиеся теряют к ним интерес; желательно вопросы демографического характера ставить в конце; необходимо постепенное усложнение постав­ленных вопросов; вопросы должны быть четкими и указывать форму ответа.

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов. Различают закрытые, открытые и полузакрытые вопросы.

Закрытые вопросы.

1. Могут содержать полный перечень ответов (альтернативные). Например: « Нравятся ли тебе ребята твоей микрогруппы?

- очень нравятся

- скорее нравятся, чем не нравятся

- скорее не нравятся, чем нравятся

- не нравятся

2. Могут давать возможность выбора наиболее подходящих ва­риантов ответов (неальтернативные). Например: На какую тему Вы бы хотели провести праздник? (выбрать не более 3 тем):

- Мама, папа, я – дружная семья

- Турнир весельчаков

- Весенние посиделки

- Такая опасная дорога

Открытые вопросы предполагают свободное высказывание

опрашиваемого: Какие недостатки Вы более всего осужда­ете в людях?

Полузакрытые вопросы — это те, на которые учащиеся могут ответить, отметив предложенные варианты ответов, или дописать свои:

Полученные в ходе опроса данные обрабатываются и используются воспитателем в работе со школьниками.

Переключение видов деятельности.

Педагогическая ценность этого метода заключается в том, что воспитатель, переключая школьников с одного вида деятельности на другой, создает у них новые внутренние установки в поведении, инициирует новые психические переживания. Это, в свою очередь влияет на изменение ценностных ориентаций, сознания, эмоционального отношения к деятельности и волевую сферу личности. Полезно применять метод переключения, когда воспитатель хочет сгладить обиду воспитанников, или изменить их настроение. Встречаясь с упрямством ребенка в достижении своей цели, воспитатель, переключая ребенка на другую деятельность, создает педагогические условия для переосмысления своего поведения, признания своих ошибок и поиска пути их преодоления.

В заключение хотелось бы поговорить о таком неординарном методе, как «взрыв» (А.С.Макаренко). Педагогическая литература с большой неохотой описывает этот метод, и напрасно, поскольку «…самые тяжелые характеры, самые убийственные комплексы привычек никогда эволюционно не разрешаются», писал А.С.Макаренко, представляя метод взрыва. (25, С.382). Применение этого метода целесообразно в том случае, когда портятся отношения между личностью и обществом. Когда «дефективность отношений» влияет на сознание и поведение ребенка. Если личность сильная, то такое отношение будет активно развиваться, и единственный способ это прекратить - «…не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» (Там же. С.383). Сам метод может быть выражен в виде бойкота, в формах коллективного гнета, осуждения, отвращения. Очень важно, чтобы все эти проявления сопровождались проявлением общественных или личных эмоций и не утонули в постановлениях, реляциях, приказах. Для применения метода А.С.Макаренко советует выбирать только те конфликтные отношения, которые ярко выпирают и всем понятны, а не использовать этот трудный и в какой-то мере опасный метод для разрешения повседневных и мелких «конфликтиков», которые неизбежно возникают в любом «живом» коллективе. Правда, в работах мастера отмечается, что метод «взрыва» выталкивает ребенка из коллектива, ставит его на «край бездны», в которую он может упасть при малейшем неловком движении. В этом заключается опасный момент применения этого метода, который сам автор называл «болезненным и педагогически трудным».

Обобщая вышесказанное, хотим подчеркнуть, что воспитателю, использующему методы воспитания необходимо помнить, что даже самый продуктивный метод не принесет педагогических успехов. В воспитании важна система методов. «… задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность», писал А.С.Макаренко, подчеркивая потребность педагогики в системе методов. (Там же, С. 387).

Система методов является своеобразным механизмом реализации цели воспитания. Наполненная содержанием, обусловленная закономерностями и принципами, воспитательная деятельность может быть оценена. Результатом воспитания выступает изменение, которое происходит с ребенком. Оно может быть как позитивным, так и негативным. А мера этого изменения связана с подбором критериев эффективности воспитательного процесса.