Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Слово контроль произошло от французского control (надсмотр). Основная его цель установить соответствие полученных результатов заданным. Методы контроля призваны реализовывать основную его функцию – показывать результативность воспитательного процесса, то есть реализовывать обратную связь. Это выражается в наблюдении за деятельностью и поведением школьников, побуждении их в выполнении педагогических требований. Применение контроля напоминает школьникам о необходимости правильного поведения, соблюдения норм и законов общественной жизни. Высшей формой контроля выступает самоконтроль, когда ребенок уже может адекватно оценить свое поведение и поступки. Это позволяет ему стремиться к их исправлению, усиливает позитивную активность школьника, приближая его к выбранному идеалу поведения.
Педагогическое наблюдение.
Сущность метода педагогического наблюдения заключается в непосредственном восприятии действительных фактов, событий. Этот метод позволяет изучить личность школьника в обычных, естественных условиях, что дает возможность считать его одним из основных.
Для успешного использования метода наблюдения воспитателю необходимо в своей опытно-экспериментальной работе, прежде всего, поставить цели, определить задачи, этапы, выбрать время и место наблюдения, стремясь при этом, чтобы полученная информация поддавалась контролю. Наблюдения желательно фиксировать в разработанной для этих целей карте.
К достоинствам данного метода мы можем отнести то, что с его помощью можно широко охватить события. Но метод наблюдения вместе с тем не лишен недостатков.
Они могут быть сведены в две группы: объективные и субъективные. К объективным можно отнести ограниченность, частный характер наблюдаемой ситуации. Субъективные же, связаны, прежде всего, с личностными профессиональными особенностями наблюдателя. Результаты наблюдения зависят от его настроения, сосредоточенности, умения целостно воспринимать ситуацию. Еще одной особенностью данного метода является сложность, а часто и невозможность повторения наблюдения, а также фиксация действия, а не вызывавших его мотивов.
Для более глубокой достоверности получаемых факторов необходим контроль, помогающий сравнивать результаты наблюдения за учащимися, воспитателем, классным руководителем, другими учителями, взрослыми. Необходимо также сопоставление этих данных с другими источниками.
Метод наблюдения можно эффективно использовать при исследовании взаимоотношений в классе, отношения к труду, к общественной жизни, к проведению досуга. Он помогает дать оценку способностям, отношению к учебе, отношению к миру в целом.
Опрос.
При использовании данного метода, источником информации выступает непосредственно школьник (респондент). Различают три вида опроса: беседа, анкетирование и интервью. В их основе лежат предлагаемые опрашиваемым вопросы, ответы на которые являются первичной информацией.
Преимущество данного метода состоит в том, что небольшое число опрашиваемых позволяет в достаточно короткие сроки охватить опросом большое количество учащихся и получать от них разнообразную информацию.
Наиболее распространенными в практике применения контроля в начальной школе беседа и анкетирование. Несомненную ценность в беседе представляет близкое общение учителя, воспитателя, родителя и воспитанника. Педагогическая ценность беседы в том, что взрослый имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации детей. Под влиянием беседы происходит переоценка ценностей ребенком, появляется возможность перестраивать его поведение.
Анкетные опросы могут быть групповыми, индивидуальными, очными, заочными, смешанными. Независимо от вида, подготовка и проведение их должны идти по следующим этапам: составление анкеты, апробация ее на контрольной группе, опрос изучаемой группы, обработка полученной информации, анализ результатов, составление справки.
Самым сложным и ответственным является составление вопросника для младшего школьника. Можно сформулировать ряд требований, выполнение которых поможет его составить: число вопросов не должно превышать 14—16, иначе учащиеся теряют к ним интерес; желательно вопросы демографического характера ставить в конце; необходимо постепенное усложнение поставленных вопросов; вопросы должны быть четкими и указывать форму ответа.
Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов. Различают закрытые, открытые и полузакрытые вопросы.
Закрытые вопросы.
1. Могут содержать полный перечень ответов (альтернативные). Например: « Нравятся ли тебе ребята твоей микрогруппы?
- очень нравятся
- скорее нравятся, чем не нравятся
- скорее не нравятся, чем нравятся
- не нравятся
2. Могут давать возможность выбора наиболее подходящих вариантов ответов (неальтернативные). Например: На какую тему Вы бы хотели провести праздник? (выбрать не более 3 тем):
- Мама, папа, я – дружная семья
- Турнир весельчаков
- Весенние посиделки
- Такая опасная дорога
Открытые вопросы предполагают свободное высказывание
опрашиваемого: Какие недостатки Вы более всего осуждаете в людях?
Полузакрытые вопросы — это те, на которые учащиеся могут ответить, отметив предложенные варианты ответов, или дописать свои:
В подготовке, каких воспитательных мероприятий вы участ- вовали в ноябре месяце?
в подготовке и проведении творческого классного часа;
в подготовке и проведении конкурса чтецов;
в подготовке и проведении беседы для первоклассников;
в работе «Клуба волшебников»;
что еще (допишите).
Полученные в ходе опроса данные обрабатываются и используются воспитателем в работе со школьниками.
Переключение видов деятельности.
Педагогическая ценность этого метода заключается в том, что воспитатель, переключая школьников с одного вида деятельности на другой, создает у них новые внутренние установки в поведении, инициирует новые психические переживания. Это, в свою очередь влияет на изменение ценностных ориентаций, сознания, эмоционального отношения к деятельности и волевую сферу личности. Полезно применять метод переключения, когда воспитатель хочет сгладить обиду воспитанников, или изменить их настроение. Встречаясь с упрямством ребенка в достижении своей цели, воспитатель, переключая ребенка на другую деятельность, создает педагогические условия для переосмысления своего поведения, признания своих ошибок и поиска пути их преодоления.
В заключение хотелось бы поговорить о таком неординарном методе, как «взрыв» (А.С.Макаренко). Педагогическая литература с большой неохотой описывает этот метод, и напрасно, поскольку «…самые тяжелые характеры, самые убийственные комплексы привычек никогда эволюционно не разрешаются», писал А.С.Макаренко, представляя метод взрыва. (25, С.382). Применение этого метода целесообразно в том случае, когда портятся отношения между личностью и обществом. Когда «дефективность отношений» влияет на сознание и поведение ребенка. Если личность сильная, то такое отношение будет активно развиваться, и единственный способ это прекратить - «…не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» (Там же. С.383). Сам метод может быть выражен в виде бойкота, в формах коллективного гнета, осуждения, отвращения. Очень важно, чтобы все эти проявления сопровождались проявлением общественных или личных эмоций и не утонули в постановлениях, реляциях, приказах. Для применения метода А.С.Макаренко советует выбирать только те конфликтные отношения, которые ярко выпирают и всем понятны, а не использовать этот трудный и в какой-то мере опасный метод для разрешения повседневных и мелких «конфликтиков», которые неизбежно возникают в любом «живом» коллективе. Правда, в работах мастера отмечается, что метод «взрыва» выталкивает ребенка из коллектива, ставит его на «край бездны», в которую он может упасть при малейшем неловком движении. В этом заключается опасный момент применения этого метода, который сам автор называл «болезненным и педагогически трудным».
Обобщая вышесказанное, хотим подчеркнуть, что воспитателю, использующему методы воспитания необходимо помнить, что даже самый продуктивный метод не принесет педагогических успехов. В воспитании важна система методов. «… задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность», писал А.С.Макаренко, подчеркивая потребность педагогики в системе методов. (Там же, С. 387).
Система методов является своеобразным механизмом реализации цели воспитания. Наполненная содержанием, обусловленная закономерностями и принципами, воспитательная деятельность может быть оценена. Результатом воспитания выступает изменение, которое происходит с ребенком. Оно может быть как позитивным, так и негативным. А мера этого изменения связана с подбором критериев эффективности воспитательного процесса.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.