logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Введение

Требования к учителю на современном этапе возрастают. Они обусловлены, прежде всего, трудностями переходного периода, характеризующегося тем, что новые научно-теоретические позиции еще не закрепились в практике школы, а отказ от старых и отработанных уже произошел. Необходимость создания гуманистической среды воспитания ребенка ставит перед воспитателем новые задачи, связанные с глубоким знанием основ психологии и педагогики, обеспечивающие широкие возможности выбора необходимых педагогических действий.

В реализации задач воспитания важное место принадлежит начальной школе. Ее можно считать важной ступенью познания ребенком окружающего мира. Роль учителя начальных классов, как воспитателя и наставника ребенка в овладении мировыми ценностями велика и неоднозначна. Специфика деятельности учителя начальных классов заключается в том, что он, прежде всего – воспитатель, «поводырь» младшего школьника в мире взрослых.

Задачей представленного пособия является попытка систематизировать материал по теории воспитания с учетом специфики воспитания младшего школьного возраста. Это потребовало вычленения из обилия педагогических парадигм основных идей. Нам представляются важными в области воспитания младшего школьника две:

  1. Гуманизация воспитательной среды. Создание условий, максимально приближенных к индивидуальным особенностям ребенка и способствующих раскрытию его личностного потенциала.

  2. Субъектность младшего школьника. Использование активности ребенка в овладении жизненными ценностями, формирование самостоятельности и осознания своего места в воспитательном процессе.

Пособие состоит из четырех глав.

Первая глава дает представление о месте воспитания в целостном педагогическом процессе, характеризует системы воспитания, раскрывает специфику младшего школьного возраста и критериии воспитанности ребенка. В ней описаны основные условия гуманизации воспитательной среды, влияющей на становления младшего школьника как субъекта воспитания.

Во второй главе речь идет о технологиях воспитания. В ней раскрывается специфика использования педагогических технологий в воспитательной работе с младшим школьником. Охарактеризована система воспитательных технологий, способствующая становлению младшего школьника как субъекта воспитания в личностно-ориентированном пространстве.

Третья глава посвящена организации работы с родителями. Дается характеристика семьи как первичного социального института, позиции, которую занимает ребенок. Предлагаются различные педагогические техники и формы взаимодействия семьи и школы.

Четвертая глава характеризует личность учителя начальных классов как воспитателя. Успешность его деятельности во многом обусловлена наличием личностных качеств, педагогическим мастерством, владением организационной культурой. Описаны воспитательные функции учителя начальных классов, дающие ему как воспитателю более широкие возможности организовывать таким способом деятельность школьника, чтобы она способствовала его становлению как субъекта своей жизни.

Каждая глава завершается списком литературы для самообразования, заданиями для самосовершенствования, вопросами для самоконтроля и подборкой хрестоматийного материала, позволяющего читателю расширить свои представления о возможностях воспитания младшего школьника.

Приложения включают тестовые задания для самопроверки и деловые игры, разработки из которых можно использовать в своей учебной или профессиональной деятельности.

Представленный материал интегрирует знания не только из педагогики и психологии, но и из области философии, социологии, культурологи и других наук, так или иначе связанных с человеком. Это в значительной степени поможет читателю освоить необходимую научную информацию и использовать ее в своей деятельности. Тем более что педагогическая деятельность связана с высокой степенью ответственности, так как именно учитель начальных классов стоит у истоков формирования личности и от его работы в большой степени, зависит, насколько подготовленным придет ребенок в среднюю школу.

Пособие адресовано для широкого круга читателей. Это, прежде всего студенты педагогических вузов, магистранты педагогических специальностей, учителя начальных классов, воспитатели детских образовательных учреждений, а также любой человек, желающий расширить свой кругозор в области воспитания младших школьников.