4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
Содержание деятельности в области воспитания младших школьников определяется функциями, которыми должен владеть учитель-воспитатель. Воспитательные функции учителя начальных классов – это своеобразные роли, которые он исполняет по отношению к коллективу класса, к группе детей, к отдельным воспитанникам. Он является проводником между социальными требованиями общества к формирующемуся индивиду и самим ребенком. Его потребностями, индивидуальными особенностями, интересами и склонностями. Учителя начальных классов нельзя рассматривать, как «чистого воспитателя». Безусловно, он выполняет дидактические функции. Его профессиональная цель – обучение, образование, развитие, формирование и воспитание школьников. В каждом из этих направлений, учитель-воспитатель выполняет множество действий, которые в силу диалектичности педагогического процесса вряд ли можно четко ограничить или выделить. Это положение определяет место воспитательных функций в педагогическом пространстве. Воспитательные функции представляют систему профессиональных ролей воспитателя. Для нас важен вопрос, существуют ли специальные воспитательные функции для дошкольника, младшего школьника, подростка. Думается, что нет. Есть специфика их реализации, связанная с возрастными особенностями ребенка. Эта идея позволила выделить из обилия описанных в педагогической литературе воспитательных функций именно те, реализация которых, на наш взгляд сделает более продуктивной воспитательную деятельность учителя начальных классов. Следуя составленной «Модели учителя начальных классов как воспитателя», охарактеризуем следующие функции: исследовательскую, социальную, коммуникативную, коллегиальную и деятельностно-организационную.
Исследовательская функция. Эта функция предполагает наличие у воспитателя умений правильно оценивать быстроменяющуюся педагогическую ситуацию. К ней можно отнести выбор актуальной целей воспитания, которые могут быть как тактическими, связанными с решениями сиюминутных задач, так и стратегическими, связанными с проектированием личности и воспитательных обстоятельств. Проектирование – один из важнейших элементов профессиональной деятельности воспитателя. Владение этим умением позволяет более четко поставить цели воспитания и главное, соотнести их с ожидаемым результатом прироста личностных качеств воспитанника. Важным в работе с воспитанниками также является выявление мотивов их поведения, выраженных в определенной, выбранной ребенком деятельности и отношением к ней. Но воспитатель-исследователь, это не только профессионал, владеющий диагностическими методиками, позволяющими проектировать личность воспитанника или воспитательную ситуацию. Это, прежде всего, творческая личность, потенциально готовая к самосовершенствованию и готовая к осмыслению своего педагогического опыта и соотнесение его с теми новациями, которые предлагает педагогика. «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием», писал К.Д.Ушинский, придавая огромное значение вопросам самосовершенствования педагогического труда. (31, Т. 2. С.63-64).
Социальная функция. Воспитатель выполняет роль связующего звена между классом, группой детей и отдельными школьниками и обществом. Его воспитательная деятельность обусловлена социальным заказом и, следовательно он призван решать все проблемы социального характера.
В ходе жизнедеятельности ребенок ищет «свои» нравственные ценности. Поиск и предпочтения зависят от потребностей личности. Формирование потребностей – один из важнейших элементов социализации личности. Любой человек подходит избирательно к тем ценностям, которые ему предлагает общество. Избирательность обусловлена и жизненным опытом индивида и его ценностными ориентациями и мотивами его деятельности. Безусловно, есть общечеловеческие ценности, и каждое общество стремится через педагогические институты сформировать у своих граждан представление о них. Но, кроме общепринятых нравственных законов, есть еще много требований, сформулированных обществом в соответствии со своими установками, обусловленными общественной формацией. Поэтому так важно уже с детства научить ребенка правильно выделять из огромного поля социальных явлений и событий, значимые именно для него и соотносить их с требованиями общества, в котором он живет.
Таким образом, в процессе социализации ребенок «строит» свою индивидуальную модель жизни в обществе, и какой из него выйдет гражданин во многом зависит от того, насколько он правильно «переработает» полученную информацию и переведет ее на язык знаний, эмоций и деятельности. В процессе социализации ребенок адаптируется в социуме, используя индивидуально полученные знания об этом обществе и имея уже определенные модели поведения и, эталоны эмоционального отношения к жизненным явлениям и событиям. Помогает же ему в этом воспитатель, преобразующий мир вокруг ребенка в соответствии с его выборами. Социальная функция в воспитательной деятельности учителя начальных классов реализуется в таком важном для ребенка действии, как адаптация к условиям жизни. С приходом в школу, ребенку предстоит приспособиться к другим условиям его жизнедеятельности, опыта которых нет в его жизненной практике.
То, в какой мере, каждый из нас дает обществу и получает от него, определяет место каждого человека в системе общественных отношений. Позиция ребенка достаточно уязвима, поскольку он, еще не обладая большим общественным опытом, все же имеет свое индивидуальное представление как о мире в целом, так и своем месте в этом мире. Эта уязвимость дает возможность воспитателю бережно преобразовывать окружающие школьника условия, помогая ему выбрать необходимые для индивидуального вхождения в новый мир.
Главной задачей воспитателя можно считать обеспечение развития и формирования школьника в предоставленных обществом социально-экономических условиях. Он призван защитить ребенка как от общества в целом, часто не понимающем истинных потребностей ребенка, так и от отдельных его представителей. Этому служит и Конституция нашей страны и Конвенция прав ребенка. Но сами по себе эти без сомнения очень важные документы вряд ли смогут обеспечить каждому ребенку условия для нормального развития. Роль социального защитника исполняет воспитатель. Реализуя эту функцию, он должен постоянно опережать события, предотвращая ущемление прав ребенка со стороны различных представителей общества, в том числе и от родителей, если этого требует ситуация. По сути, родители являются такими же членами общества и реализуя социальную функцию, воспитатель постоянно работает с разными их категориями. Если ребенок нуждается в защите от жестокости родителей, именно воспитатель может стать инициатором передачи родительских полномочий органам попечения. Он является представителем государства, и обладает педагогическими полномочиями по отношению к ребенку. Ему приходится иметь дело с разными категориями детей, нуждающихся в защите. Это и социальные сироты и сироты по потере родителей, дети-инвалиды, дети из семей-беженцев.
Коммуникативная функция реализуется в умении воспитателя устанавливать широкие и разнообразные взаимосвязи со всеми участниками воспитательного процесса, т.е. наличие у него перцептивных умений.
Коммуникативная функция способствует созданию необходимых условий для взаимодействия всех участников воспитательного поля. Эта функция обеспечивает создание атмосферы доверия, защищенности и открытости воспитательного процесса. То есть является генеральной для гуманизации воспитательного пространства, в котором происходит становление младшего школьника как субъекта воспитания. Воспитатель, расширяя коммуникации, вводит ребенка в мир разнообразных взаимоотношений и помогает выбрать для себя более комфортные.
Следует помнить, что у младших школьников еще слабо выражены коллективные связи. Воспитатель, умеющий создать атмосферу доверия, доброжелательности, радости совместного труда влияет на укрепление внутриколлективных отношений и поможет каждому ребенку найти свое место в классе. Младший школьник несет своему учителю все свои беды и радости. Для него очень важно увидеть, что его понимают, сочувствуют, если это необходимо, радуются и печалятся вместе с ним. Для воспитателя важно самому быть эмоциональным и не прятать свои эмоции от детей. Нет нужды создавать этакий педагогический монумент. Дети ценят открытость и искренность своего учителя и успешность его воспитательной деятельности во многом определяется положительными результатами педагогического общения.
Коллегиальная функция. Умение соотнести групповые, коллективные интересы с интересами конкретного ребенка, необходимая часть работы воспитателя в начальной школе. Специфика младшего школьного возраста позволяет вводить элементы коллективной деятельности, вырабатывая качества коллективизма у школьников. Коллектив младших школьников нельзя назвать коллективом в полном смысле этого слова, скорее это сообщество детей с элементами коллективной деятельности. Но такие механизмы колективообразования как выполнение творческих поручений, работа с активом класса, групповая деятельность детей в ходе подготовки и проведения воспитательных мероприятий вполне доступна и младшим школьникам. Воспитатель является организатором подобной деятельности, предоставляя школьникам условия для развития их творческой самостоятельности и содействуя становлению каждого воспитанника как субъекта воспитания. Кроме работы по формированию коллектива, представленная функция включает работу воспитателя с учителями-предметниками. В современной начальной школе в контакте с детьми находится достаточное количество учителей. Конечно, основная роль принадлежит учителю начальных классов, но ряд предметов выходит за пределы его профессиональной компетенции. Динамичность воспитательного процесса предполагает изменения, происходящие в каждом школьнике, что не всегда учитывается учителем-предметником. Кроме этого, работая в нескольких классах одновременно, он зачастую не имеет возможности отслеживать индивидуальные характеристики каждого школьника и соотносить свои требования с потребностями и возможностями развивающейся личности. Помочь адекватно уладить возникающие разногласия призван учитель начальных классов, который как воспитатель, наоборот, фиксирует малейшие изменения, происходящие в каждом воспитаннике.
Деятельностно-организационная функция. Учитель начальных классов как воспитатель прежде всего организатор деятельности детей. Это предполагает владение умениями правильно ставить цели воспитания, проводить диагностику качеств личности и воспитательных обстоятельств, осуществлять контроль за деятельностью воспитанников с целью дальнейшей ее коррекции, составлять планы воспитательной работы, органично распределить поручения в классе и подводить итоги и анализировать сделанное. Воспитатель, организуя деятельность воспитанников, учит их логически мыслить в выборе объектов деятельности, перестраивать намеченный план, если это необходимо, формируя ценностное отношение к окружающему миру. Он помогает выбрать поручение, соответствующее потребностям ребенка и возможностям педагогической воспитательной среды. Чередованием творческих поручений дает возможность школьнику проявить свои способности в разнообразных видах деятельности. Это в свою очередь формирует положительный опыт использования индивидуальных качеств в разных жизненных обстоятельствах. В процессе общения с воспитанниками организационно-деятельностные умения проявляются и в способности воспитателя прививать устойчивый интерес детей к той деятельности, в которой могут реализоваться их индивидуальные особенности, интересы и склонности.
Использование плана во многом упорядочивает работу воспитателя , делая ее систематической, планомерной и управляемой. Этому способствует и проводимый педагогический мониторинг. Это понятие, столь активно используемое в современных экономических и социальных анализах, пришло в школу. Оно означает диагностику и прогнозирование состояния педагогического, а в нашем случае воспитательного, процесса. Изучение школьников в условиях школьного и внешкольного взаимодействия всегда интересовала как теоретиков, так и практиков. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. (31, Т.1. – С.237.) Учитель начальных классов как воспитатель изучает личностные характеристики воспитанников, среду их обитания и ее влияние на становление личности. Он оценивает положительные и отрицательные проявления в жизни школьника и на основе анализа намечает перспективы дальнейшего развития и формирования воспитанников. Большое значение в реализации организационно-деятельностной функции воспитателя в начальной школе принадлежит контролю. Контроль способствует постоянному совершенствованию воспитательного процесса. Причем гуманистический характер контролю придает доброжелательное, уважительное отношение воспитателя к деятельности своих воспитанников. Естественно, ребенок не всегда ведет себя так, как хотелось бы взрослым. И контроль, как функция воспитания помогает выявить мотивы подобного поведения, и, главное помочь школьникам в адекватном решении трудных жизненных задач. Реализуя данную функцию, воспитатель выступает как педагогический менеджер. Он «ведет» воспитанника по тернистому пути познания и принятия мира. Педагогическое сопровождение очень важно для младшего школьника. Соответственно, успешность реализации намеченных целей воспитания во многом зависят от того, какую программу сопровождения составит воспитатель для каждого воспитанника. При этом очень важно, чтобы личный маршрут учителя совпадал с маршрутом предлагаемым школой. Только в таком подходе к совместной деятельности может максимально реализоваться профессиональный потенциал учителя как воспитателя.
Рассмотренные воспитательные функции могут быть дополнены и расширены за счет привлечения других, описанных в литературе. Важен тот факт, что их использование в воспитательной деятельности учителя начальных классов, несомненно, обусловит ее результативность, и повлияет на становление младшего школьника как субъекта воспитания.
Таким образом, учитель начальных классов как воспитатель будет более успешным в формировании личности младшего школьника, если он обладает необходимыми для воспитательной деятельности профессионально-значимыми качествами, педагогической компетентностью, организационной культурой и реализует воспитательные функции в работе с младшими школьниками, гуманизируя воспитательную среду и способствуя тем самым их становлению как субъектов воспитания.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.