logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания

Научный анализ феномена воспитания затруднен тем, что этим словом обозначается, по крайней мере, три разных понятия. Так называют и одну из основных форм социализации, и педагогический процесс, и специфический вид деятельности. В зависимости от угла рассмотрения меняется понимание масштабов и характера взаимодействия участников воспитания. В социальном плане — это специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры. Оно осуществляется через систему общественных институтов, социально-политическая и организационно-управленческая направленность которых могут быть различными. Педагогическое влияние этой системы рассчитано на поколение в целом, на крупные социальные группы населения. Причем для каждой возрастной группы предусмотрены свои государственно-общественные каналы социализации. В этом случае воспитание как громадная социально-педагогическая система органически включает в качестве подсистем воспитание в семье.

…По отношению к отдельному человеку можно говорить о воспитании как процессе интеграции всех внешних педагогических влияний на внутреннем, субъективном плане. На жизненном пути человек встречает множество людей, выступающих для него в позиции воспитателей. Это родители, работники детского сада, учителя, трудовые коллективы, те или иные микрогруппы. При этом каждый инициатор воспитательного процесса осуществляет в его рамках конкретные действия, занимаясь воспитательной деятельностью и реализуя собственные педагогические замыслы. Предметом педагогического влияния в этом случае становится личность, детское сообщество, малая социальная группа и др. В каждом из перечисленных вариантов в действие вступают различные социально-психологические закономерности и механизмы воспитательного влияния на человека.

…В ряде случаев понимание воспитания ограничивается социализацией, определяясь как направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства (И.С.Кон). «Воспитание подрастающих поколений как общественно-историческое и объективно закономерное явление имеет своим назначением подготовку производительных сил общества, его жизнеобеспечение, формирование определенного социального типа личности» (Б.Т. Лихачев). А.В. Мудрик даже вводит специальный термин «социальное воспитание».

…Многие подчеркивают взаимосвязь воспитательной деятельности с потребностями и внутренними регулятивами поведения ее участников. Отсюда воспитание определяется как процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гинецинский); как формирование потребностей личности и социально приемлемых способов их удовлетворения (П.В.Симонов и П.М.Ершов). По мнению В.В. Серикова, суть воспитания — становление ребенка субъектом, а процесс воспитания — процесс личностно образующий... Отсюда известная иррациональность воспитания, его неодинаковость для вовлеченных в него субъектов, парадоксально различные результаты для детей, воспитывающихся, казалось бы, в одинаковой среде.

…М. С. Каган видит в воспитании «восхождение к субъектности». Г.С.Батищев — «непрерывное становление к целостности, предоставление человеку возможности самоопределиться».

…Закономерно возникает вопрос: как же уловить сущность феномена воспитания, если очевидны прямо противоположные суждения по поводу его целей, содержания, способов, оценки результата. Анализируя массив высказываний, нетрудно заметить, что в понимании воспитания для самых разных педагогических позиций общей оказывается одна и та же, но по-разному сформулированная идея усовершенствования человека. Таким образом, педагогикой утверждается преобразующее начало воспитательной деятельности, ее человекосозидательная миссия. При этом многие авторы указывают на необходимость согласования воспитательной деятельности с природой человека и полнотой жизни. Подчеркивается также социальная значимость воспитательной работы.

С научных позиций субъекты воспитательной деятельности могут быть охарактеризованы:

Любая деятельность характеризуется наличием своего специфического предмета. По законам построения деятельности, ее носитель — субъект преобразует в своей активности тот или иной объект.

Предмет преобразования в воспитательной деятельности спрятан глубоко внутри человека. Это его ценности, установки, отношения, мотивы, убеждения, идеалы и многое другое. Все, что проявляется вовне — поступки, поведенческие модели, высказывания — является производным от уровня воспитанности. Таким образом, воспитательную деятельность отличает от других видов социально-педагогической активности работа со смыслами, ценностями, с системой отношений, с эмоционально-волевой и рефлексивной сферами человека. С тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, становиться главным фактором, обусловливающим качество собственного бытия, делая при этом основным критерием деяний — совесть.

…На социокультурном плане исторически вырисовывается несколько базовых моделей воспитания, обусловленных различными целеценностными основаниями участников воспитательного процесса. Это традиционные модели этнического, религиозного, духовного воспитания; социально-адаптирующие, вписывающие воспитанников в социальный контекст с помощью общественно-государственных институтов; педоцентрические, ставящие во главу угла внутренние потребности и интересы ребенка; диалоговые, предполагающие возможность взаимообогащения на основе сотрудничества всех участников воспитательного процесса.

Воспитательный процесс обеспечивает возрастание субъектности человека и степени его самоопределения в социокультурной среде. Каждый из названных вариантов требует своей стратегии организации воспитательного влияния. В зависимости от установок педагога это может быть воздействие, преобразующее взаимодействие или событие.

…Таким образом, даже беглый анализ существующей картины социально-педагогических явлений феномена «воспитание» демонстрирует многообразие возможностей и форм реализации его сущности. Это требует от человека, становящегося в позицию воспитателя, четкого самоопределения в поле профессионально-личностных ценностей и смыслов. Самоопределения в парадигмальном, социокультурном, стратегическом отношении, то есть, выхода на методологический уровень осмысления собственной деятельности. (Цитаты из работы: Колесникова И.А.. Сущность и социально-педагогические явления воспитания//Воспитание: научные дискуссии и исследования. /Под ред.Титовой Е.В. - СПб., 2005. С.15-24 )