И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
Научный анализ феномена воспитания затруднен тем, что этим словом обозначается, по крайней мере, три разных понятия. Так называют и одну из основных форм социализации, и педагогический процесс, и специфический вид деятельности. В зависимости от угла рассмотрения меняется понимание масштабов и характера взаимодействия участников воспитания. В социальном плане — это специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры. Оно осуществляется через систему общественных институтов, социально-политическая и организационно-управленческая направленность которых могут быть различными. Педагогическое влияние этой системы рассчитано на поколение в целом, на крупные социальные группы населения. Причем для каждой возрастной группы предусмотрены свои государственно-общественные каналы социализации. В этом случае воспитание как громадная социально-педагогическая система органически включает в качестве подсистем воспитание в семье.
…По отношению к отдельному человеку можно говорить о воспитании как процессе интеграции всех внешних педагогических влияний на внутреннем, субъективном плане. На жизненном пути человек встречает множество людей, выступающих для него в позиции воспитателей. Это родители, работники детского сада, учителя, трудовые коллективы, те или иные микрогруппы. При этом каждый инициатор воспитательного процесса осуществляет в его рамках конкретные действия, занимаясь воспитательной деятельностью и реализуя собственные педагогические замыслы. Предметом педагогического влияния в этом случае становится личность, детское сообщество, малая социальная группа и др. В каждом из перечисленных вариантов в действие вступают различные социально-психологические закономерности и механизмы воспитательного влияния на человека.
…В ряде случаев понимание воспитания ограничивается социализацией, определяясь как направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства (И.С.Кон). «Воспитание подрастающих поколений как общественно-историческое и объективно закономерное явление имеет своим назначением подготовку производительных сил общества, его жизнеобеспечение, формирование определенного социального типа личности» (Б.Т. Лихачев). А.В. Мудрик даже вводит специальный термин «социальное воспитание».
…Многие подчеркивают взаимосвязь воспитательной деятельности с потребностями и внутренними регулятивами поведения ее участников. Отсюда воспитание определяется как процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гинецинский); как формирование потребностей личности и социально приемлемых способов их удовлетворения (П.В.Симонов и П.М.Ершов). По мнению В.В. Серикова, суть воспитания — становление ребенка субъектом, а процесс воспитания — процесс личностно образующий... Отсюда известная иррациональность воспитания, его неодинаковость для вовлеченных в него субъектов, парадоксально различные результаты для детей, воспитывающихся, казалось бы, в одинаковой среде.
…М. С. Каган видит в воспитании «восхождение к субъектности». Г.С.Батищев — «непрерывное становление к целостности, предоставление человеку возможности самоопределиться».
…Закономерно возникает вопрос: как же уловить сущность феномена воспитания, если очевидны прямо противоположные суждения по поводу его целей, содержания, способов, оценки результата. Анализируя массив высказываний, нетрудно заметить, что в понимании воспитания для самых разных педагогических позиций общей оказывается одна и та же, но по-разному сформулированная идея усовершенствования человека. Таким образом, педагогикой утверждается преобразующее начало воспитательной деятельности, ее человекосозидательная миссия. При этом многие авторы указывают на необходимость согласования воспитательной деятельности с природой человека и полнотой жизни. Подчеркивается также социальная значимость воспитательной работы.
С научных позиций субъекты воспитательной деятельности могут быть охарактеризованы:
по масштабу (индивидуальные, групповые, коллективные, корпоративные и др.);
по их социальной роли (родители, педагоги);
по профессиональной позиции (формальные,неформальные, ситуативные) и др.
Любая деятельность характеризуется наличием своего специфического предмета. По законам построения деятельности, ее носитель — субъект преобразует в своей активности тот или иной объект.
Предмет преобразования в воспитательной деятельности спрятан глубоко внутри человека. Это его ценности, установки, отношения, мотивы, убеждения, идеалы и многое другое. Все, что проявляется вовне — поступки, поведенческие модели, высказывания — является производным от уровня воспитанности. Таким образом, воспитательную деятельность отличает от других видов социально-педагогической активности работа со смыслами, ценностями, с системой отношений, с эмоционально-волевой и рефлексивной сферами человека. С тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, становиться главным фактором, обусловливающим качество собственного бытия, делая при этом основным критерием деяний — совесть.
…На социокультурном плане исторически вырисовывается несколько базовых моделей воспитания, обусловленных различными целеценностными основаниями участников воспитательного процесса. Это традиционные модели этнического, религиозного, духовного воспитания; социально-адаптирующие, вписывающие воспитанников в социальный контекст с помощью общественно-государственных институтов; педоцентрические, ставящие во главу угла внутренние потребности и интересы ребенка; диалоговые, предполагающие возможность взаимообогащения на основе сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
Воспитательный процесс обеспечивает возрастание субъектности человека и степени его самоопределения в социокультурной среде. Каждый из названных вариантов требует своей стратегии организации воспитательного влияния. В зависимости от установок педагога это может быть воздействие, преобразующее взаимодействие или событие.
…Таким образом, даже беглый анализ существующей картины социально-педагогических явлений феномена «воспитание» демонстрирует многообразие возможностей и форм реализации его сущности. Это требует от человека, становящегося в позицию воспитателя, четкого самоопределения в поле профессионально-личностных ценностей и смыслов. Самоопределения в парадигмальном, социокультурном, стратегическом отношении, то есть, выхода на методологический уровень осмысления собственной деятельности. (Цитаты из работы: Колесникова И.А.. Сущность и социально-педагогические явления воспитания//Воспитание: научные дискуссии и исследования. /Под ред.Титовой Е.В. - СПб., 2005. С.15-24 )
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.