3.1. Коллективные формы работы.
К коллективной форме можно отнести: общешкольные и общеклассные родительские собрания; педагогические конференции; родительские лектории; деловые игры и день открытых дверей.
Общешкольные и общеклассные родительские собрания проводятся в соответствии с целями и задачами школы в области педагогического всеобуча. Они могут быть тематическими, а могут проходить в ходе лектория. Расширение воспитывающей среды школьников, увеличение позитивного влияния родителей в области формирования личности ребенка обусловливает поиск новых нестандартных форм работы с родителями. Тематика родительских собраний, актуальная еще вчера, сегодня не интересна современным родителям, которые пытаются освоить новые темы, помогающие им разрешить возникающие противоречия современной жизни. На первом собрании родителей необходимо познакомить с проблематикой – коллективных форм на год. Полезно провести анкеты, выясняющие потребность данной аудитории в психолого-педагогических знаниях и выявить типичные затруднения, с которыми они встречаются в семейной педагогике.
Особое значение для учителя и родителей имеют классные собрания. Важным этапом в их проведении является подготовка. Прежде всего, учителю надо определить круг проблем на данном собрании. Они должны вытекать из системы спланированных в начале учебного года тем. Полезно подготовить к собранию выставку детей. Это могут быть работы, отражающие классную и внеклассную деятельность учеников. Или это могут быть результаты анкет в обобщенном виде. В подготовке к собранию могут принимать участие родители из родительского комитета, дети, шефы из старших классов. Можно просто повесить план проведения родительских собраний, но гораздо результативнее прислать родителям красиво оформленное приглашение, составленное таким образом, что бы оно ориентировало родителей, давало им определенные установки на участие в данном собрании.
Для проведения собрания необходимо создать благожелательную атмосферу. Можно предложить родителям занять место, на котором сидит их ребенок. Пусть хотя бы ненадолго побудут «в шкурке ученика». Да и учителю гораздо легче запомнить родителей, сидящих таким образом.
Построение классных родительских собраний различно. Но важно одно - это сообщение педагогических знаний. Это может быть лекция, сообщение, решение педагогических задач, деловая игра, семинарные занятия. На собрании разрешается ряд задач, связанный к результатам учебно-воспитательного процесса. Самое трудное - это увязать представленные части собрания. Наиболее оптимальным является следующий прием: все педагогические знания, даваемые на родительском собрании, должны опираться на «живые» примеры из жизни детей класса.
Совершенно недопустимо давать отрицательную характеристику учебной деятельности конкретного ученика, или отчитывать за слабую успеваемость того или иного школьника и его родителей. Также неправильно, если на каждом родительском собрании звучат дифирамбы отдельным детям, а иные не упоминаются совсем. Кроме вреда, такие, с позволения сказать, приемы ничего не приносят, кроме возникающего у родителей отвращения к различного рода массовым действиям.
Но ведь учитель не так часто встречается с родителями, и время проведения родительского собрания не дает возможности общаться с каждым. В этом случае можно на стол перед каждым родителем положить свернутый лист бумаги, внутри которого учитель пишет информацию личного характера. Можно даже использовать разные цвета при написании.
К примеру, красным: «Саша меня очень обрадовал своей активностью на уроках математики. Так держать». А записку такого содержания можно написать черной пастой: «Ира плохо пересказала текст на уроке чтения. Стала невнимательна. Останьтесь, пожалуйста, после собрания».
Такие записочки очень важны. Они создают основания для близости родителей и учителя, придают уверенности родителям в том, что учитель подходит индивидуально к каждому ребенку.
Для проведения родительского собрания можно использовать следующую структуру:
Лекция (беседа) учителя или приглашенного специалиста по теме, предусмотренной планом.
Вопросы, обмен мнением.
Выступление родителей шефов, детей, в зависимости от темы (или решение педагогических задач, деловая игра и т.д.).
Обсуждение состояния учебно-воспитательного процесса в классе.
Принятие решения собрания.
Сообщение о выполнении решения предыдущего родительского собрания.
Структурные компоненты можно менять местами. Это зависит от формы проведения собрания.
Особый интерес и затруднения у учителя вызывает проведение первого родительского собрания. Как педагогически грамотно можно подготовить и провести его?
Целесообразно пригласить родителей будущих первоклассников в зимние каникулы и провести собрания на тему: «Подготовка детей к обучению в школе». Разговоры с родителями на эту тему благотворно повлияет на уровень готовности детей к обучению в школе, к изменению своего социального статуса. Можно предложить родителям анкеты, включающие вопросы на выявление условий семейного воспитания, позиции ребенка в семье, регулирования вопросов преемственности между разными поколениями, наличия интереса у детей к школе и др.
Далее учитель знакомит родителей с возрастными особенностями детей, целями и задачами обучения и воспитания. Центральное место в этом собрании занимает беседа на тему, вынесенную в заголовок собрания. Учитель реализует основную идею собрания: Для формирования положительной мотивации к обучению необходима не только специальная подготовка ребенка к школе, но развитость у него необходимых для этого качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.
Педагогические конференции представляют собой некую форму обобщения педагогических знаний и умений, в которой могут принимать участие и родители, и дети. Их можно посвятить животрепещущим вопросам воспитания или обобщить опыт отдельных родителей в решении тех или иных проблем развития и формирования ребенка. Полезно обращаться к опыту тех семей, которые сильны индивидуальными традициями воспитания, где путь к душе ребенка лежит через его внутренний мир. Целесообразно проводить конференции для родителей учащихся одного класса или параллели, а не для всей начальной школы. Основная задача проведения конференции - обмен опытом семейного воспитания. Проведение конференции требует тщательной подготовки, поэтому они не должны быть частыми -1-2 раза в год. В ходе подготовки намечается план проведения.
К примеру, приведем план конференции на тему: «Воспитание трудолюбия у ребенка в семье»:
Значение трудового воспитания школьников (выступление учителя или приглашенного специалиста).
Выявление трудолюбия у детей (выступление школьного психолога).
Из опыта воспитания трудолюбия в семье (выступление опытных родителей). Иллюстрация конференции только усилит внимание родителей к данной проблеме. Это могут быть фотографии, где изображены члены семьи и ребенок, и поделки, сделанные руками ребят, и описание распределения обязанностей учеников класса (ЧТД) и т.д.
Главное в проведении конференции избегать излишней наукообразности и общих фраз, не подкрепленных живым опытом семейного воспитания.
В ходе проведения родительских лекториев реализуются, прежде всего, задачи овладения родителями психолого-педагогическими знаниями. Их можно проводить перед общешкольными и общеклассными собраниями. В некоторых случаях полезно приглашать профессионалов в тех областях знаний, в которых нуждаются родители. А в иных случаях полезно выступить и учителям с подготовленной тематикой. Неизменно должно быть только одно - темы, предназначенные для родителей, не должны подаваться излишне «теоретизированно», необходимо связать их с практикой жизни детей и школьного коллектива.
Родительские лектории можно проводить со всем классом, а можно по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов. Также полезно проводить лектории в совместной группе родителей и детей.
В качестве усиления педагогической направленности педагогического всеобуча можно использовать деловые игры. Эта форма активизирует творческое мышление учителей и родителей. Она дает возможность овладевать способами принятия решений в той или иной коллизии в поле родительской педагогики. Использование деловых игр в работе с родителями позволяет им стать непосредственными участниками педагогического процесса, что, несомненно, обогатит психолого-педагогическую подготовку к взаимодействию с собственным ребенком.
Игра может воссоздавать учебный процесс, а может касаться взаимоотношений между родителями и детьми. В качестве примера мы приведем фрагмент игры «Хорошо ли мы знаем друг друга», разработанный Т. Лучиной.
В этой игре участвуют семейные пары (мама/папа и ребенок).
Ведущий задает вопросы, и каждый участник отвечает, не видя ответов Вопросы:
Любимое блюдо родителя (ребенка)?
Любимое занятие в детстве родителя (ребенка — сейчас)?
Что в первую очередь сделает родитель (ребенок), когда придет с работы (из школы)?
Какое качество родитель (ребенок) ценит в людях?
Назовите любимый праздник родителя (ребенка)?
Как родитель (ребенок) любит, чтобы его называли?
Какой цвет любит родитель (ребенок)?
Назовите любимую одежду родителя (ребенка)?
Какой предмет в школе любил (любит)?
Что может обрадовать родителя (ребенка)? и т.д.
Ситуации для деловой игры должны быть тщательно подготовлены. Они могут быть заранее записаны на карточках.
Если собрание проводится в виде деловой игры, то нецелесообразно говорить об успеваемости и проведении детей.
День открытых дверей является важной формой работы с родителями. Трудно определить с очевидной вероятностью, коллективная она или индивидуальная. Это зависит и от организации проведения, и от целей, которые преследует школа. Очевидно одно, что проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличается от семейной. Полезно перед Днем открытых дверей провести анкету, где выявляются интересы родителей в сфере обучения и воспитания. К примеру, она может включать следующие проблемы:
Состояние воспитания в классе.
Работа групп продленного дня.
Отношение к организации питания.
Затруднения детей в учебной деятельности.
Правильная организация домашней работы и т.д. Хорошо бы наметить один день в две недели или в месяц. Это дает родителям возможность соотносить свою занятость с посещением школы.
Если день открытых дверей посвящен проблемам обучения, то желательно ознакомить родителей с приемами, которые помогают детям овладеть учебной деятельностью. Для этого родители приглашаются на соответствующие уроки. После посещения урока и наблюдения за работой школьников, полезно обменяться мнениями с родителями. Выяснить, что именно для себя выделил родитель в поведении, в ответах своего ребенка, в его отношении к учебной дисциплине. И уже на базе проведенного анализа можно составить рекомендации по использованию понравившихся приемов в семейной практике.
Учитывая специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов, заключающейся в его особой «близости» к ребенку, применение одних коллективных форм недостаточно для реализации целей воспитания. Существенно изменить результат воспитательного влияния поможет знание и использование воспитателем в работе с родителями индивидуальных форм работы.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.