Для воспитанников:
Какие твои качества нравятся твоим родителям?
Какие твои качества не нравятся твоим родителям?
За какие поступки тебя хвалят родители?
Как тебя поощряют родители?
За какие поступки тебя ругают родители?
Если тебя наказывают родители, то, как они это делают?
Полезно приступить к изучению семей задолго до поступления ребенка в школу. К примеру, зная, из какого детского сада придут дети, составить программу совместных действий сада и школы по изучению позиции ребенка в семье, затруднений, которые испытывают родители в семейном воспитании.
Посещение семей достаточно тонкая работа. Она требует от учителя профессионализма и такта. Необходимо подготовиться к беседе с родителями в кругу семьи. Заранее наметить вопросы, интересующие учителя и быть готовым ответить на вопросы, беспокоящие родителей.
Успешность реализации этой формы во многом связана с готовностью родителей к совместной позитивной деятельности со школой. Необходимо чутко ориентироваться на «портрет ученика», составленный учителем, т.к. это и «портрет» конкретной семьи. Не надо пытаться за одно посещение выявить весь круг интересующих учителя вопросов. Посещение семей лишь элемент целостной системы взаимодействия школы и семьи, подготовка и проведение которого требует от учителя системного подхода.
Во время посещения в неформальной обстановке учитель получает информацию о духовной и педагогической направленности жизни семьи, о ценностных ориентациях ее членов, о семейных традициях.
На основе полученных данных в ходе посещений семей, учитель прогнозирует ход совместной деятельности. Составляет план совместной работы по формированию необходимых качеств личности. Не следует в присутствии семьи делать какие-либо записи.
Результаты наблюдения лучше оформить в педагогический дневник после посещения семьи.
Особое внимание учитель должен уделять неблагополучным семьям с повышенной конфликтностью, пьющим и т.д., Т.е. тем семьям, которые не обеспечивают надлежащие условия для формирования необходимых качеств ребенка.
Изучив условия семейного воспитания, учитель имеет возможность их корректировать. Это и помощь родителям в составлении индивидуальных программ развития ребенка и индивидуальные беседы, и консультации, и приглашение родителей на открытые уроки с последующим их анализом, и активизация родительского участия во всех делах класса.
Большое значение для реализации совместных планов учителя и родителей имеют индивидуальные консультации. Это особая форма работы с отдельными родителями. Консультация дает возможность каждому родителю почувствовать себя участником учебно-воспитательного процесса. Сама обстановка располагает к откровенности. Содержание консультации может быть любым, но главное – это рассказать и подсказать родителям возможные решения родительских затруднений. Инициаторами консультаций могут быть как учителя, так и родители. Если родители активно интересуются различными нюансами школьной жизни своего ребенка, то это надо только приветствовать и поощрять. Важно, не оттолкнуть родителей нотациями или постоянной критикой ребенка. Мы помним, что к каждому ребенку надо подходить с «оптимистической гипотезой», веря в преобладание хорошего над плохим. Конечно, без помощи родителей вряд ли можно справиться с трудностями характера или воспитания школьника. В этом то и суть совместной работы школы и семьи. Их связывает общая и благородная цель – вырасти из ребенка достоянного гражданина своей страны, уважающего как ценности семьи, так и ценности общества.
Проведение индивидуальных консультаций нуждается в грамотной профессиональной подготовке со стороны учителя, воспитателя. Целесообразно провести анкету для выявления затруднений, которые испытывают родители. Если тема консультаций общая, ее можно вынести на классное собрание, если индивидуальная, необходимо составить программу ее проведения. Это и подбор соответствующей литературы, и составление индивидуальных программ для разрешения родительских затруднений, и приглашение родителей в школу на открытые уроки и коллективные дела, участие в которых принимает их ребенок. С помощью этой формы воспитатель, так или иначе, общается практически со всеми родителями, и у каждого из них может сложиться впечатление, что именно его «родительскими» трудностями обеспокоен учитель, воспитатель. Результатом такой консультации может стать взаимное расположение воспитателя и родителя, доверие родителей к действиям воспитателя.
Кроме посещения семей и индивидуальных консультаций с родителями, воспитатель может использовать такую незаслуженно отодвинутую форму совместной деятельности как работа с родительским активом. Это важная и довольно специфическая оперативная группа родителей класса. Они осуществляют связь между учителем и остальными родителями, не так активно проявившими себя в совместной деятельности. В их компетенцию входит также осуществлению помощи учителю в организации воспитательной работы в классе. В родительский комитет входят самые активные родители. Как правило, они уже проявляются на первом родительском собрании. Для оптимального решения совместных задач в комитет должны входить люди, понимающие значение совместной деятельности семьи и школы в решении педагогических задач.
Можно идти традиционным путем и выбрать актив на первом родительском собрании и работать с ним в соответствии с планом. А можно в соответствии с оперативными воспитательными задачами организовывать родителей в своеобразные «тройки» - микроколлективы, которые помогают учителю на разных стадиях работы с классом. Это могут быть «путешественники», родители, которые традиционно ездят со всем классом или с группами детей в различные музеи, или «хозяйственники», которые вместе с ребятами следят за сохранностью школьного имущества, или «экологи», помогающие детям культурно общаться с природной средой.
Можно привлекать родителей, обладающих определенными умениями, к работе кружков. К примеру: «Хозяюшка», «Умелые руки», «Умные шахматы» и т.д.
Чрезвычайно важно в работе актива заметить каждого родителя, пытающегося помочь школе, выявить его творческий потенциал и максимально его использовать на благо детей.
Совместная работа семьи и школы по реализации потенциала ребенка обширна и многогранна. Не претендуя на полное освещение этого вопроса, мы, тем не менее, надеемся, что материал представленный в этой главе поможет воспитателю грамотно построить свое взаимодействие с родителями. Этому служат и педагогические советы, разработанные нами в ходе подготовки данной темы.
Постарайтесь видеть в родителях не соперников, а соратников.
Помните – родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.
Относитесь с искренним интересом к семейным проблемам вашего ученика.
Всегда старайтесь поддержать авторитет родителей в глазах ребенка.
Не используйте полученную информацию о семейных отношениях во вред ребенку.
В совместной работе с родителями умело используйте их сильные и слабые стороны.
Максимально используйте индивидуальные формы работы с родителями в сочетании с групповыми и коллективными.
Показывайте родителями стороны характера детей, скрытые от них.
Прибегайте к помощи родителей, если верите в успех взаимодействия.
Помните – главный принцип совместной работы школы и семьи – «Не навреди!»
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.