5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
Проявление доброты, внимания и заботы. Учитель применяет этот прием достаточно часто, так как это оказывает благотворное влияние на ребенка. Особенно полезен этот прием для ребенка отторгнутого коллективом или семьей. Такой ребенок обижен, а иногда и озлоблен. И причиной этого состояния могут быть как объективные, так и субъективные факторы. Это неласковость родителей, придирки учителя, частые наказания, которым подвергается ребенок, сиротство и т.д. В использовании этого приема ярко проявляется доброжелательная позиция взрослого, учителя, воспитателя, родителя. Вникая в нужды и обиды ребенка, воспитатель может помочь ему улучшить условия его пребывания в мире взрослых, или в некоторых случаях и изменить.
Поощрение. Это достаточно известный метод воспитания. Он тоже направлен на коррекцию поведения ребенка. Метод поощрения направлен на закрепление положительного поведения у ребенка. Те поступки, которые вызвали поощрение, становятся образцом для ребенка. Именно поощрение вызывает у ребенка гамму положительных эмоций и способствует еще большим успехам в его жизни. Однако, этот метод достаточно коварен и им надо пользоваться с большой осторожностью. Учителю, пользующемуся данным методом надо учитывать степень прилагаемых усилий для выполнения того или иного дела ребенком. Поощрять надо справедливо, а не «любимчиков», так как в этом случае использование этого метода даст обратный эффект. И, наконец поощрение надо сочетать с педагогическими требованиями, которые учитель предъявляет ребенку. Это сочетание способствует дальнейшему продвижению ребенка по позитивной лестнице успеха.
Авансирование личности. Известный метод, предложенный А.С.Макаренко чрезвычайно важен в работе учителя с трудными детьми. Воспитатель, авансируя ученика, дает ему возможность исправиться, демонстрируя уверенность, что все изменится к лучшему. Авансирование – это оценка будущих заслуг ребенка. Этот метод способствует проектированию личности, что особенно важно при работе с трудными детьми. Эти дети используют свой печальный опыт общения с взрослыми, с враждебным для них миром. Они разуверены в своих силах, в справедливости взрослых, да и вообще в справедливости. Метод авансирования позволяет вызывать у ребенка моральное удовлетворение, что позитивно влияет на его мотивацию. Ребенок старается соответствовать похвале учителя.
Доверие. Использование этого приема, некотором роде тоже авансирование. Воспитатель поручает ученику ответственное дело, демонстрируя уверенность, что у ученика все получится. Доверие радует ребенка, организует его и способствует формированию его активности. Важно помнить, что порученное дело должно быть интересным для школьника и соответствовать его индивидуальным особенностям. Дело должно быть подобрано таким образом, чтобы, с одной стороны оно было интересным, а с другой не очень трудным, то есть посильным для выполнения. Но если дело будет слишком легким, оно вызовет у ребенка поверхностное отношение к выполнению поручения. Доверие используется в работе со всеми детьми, но особенно оно эффективно в работе с трудными. Эти дети потеряли доверие окружающих, что способствовало их изолированности от коллектива сверстников. Поэтому «возвращение» этого ценного дара человеческого общения может в корне изменить мироощущение ребенка.
Создание условий для нравственных упражнений. Суть этого приема состоит в искусственно созданной воспитателем нравственной коллизии. Обычно эта коллизия требует от ребенка каких-то действий, которые способствуют формированию его «западающих» качеств. Этот прием достаточно сложен в применении. От воспитателя требуется правильно подобрать систему нравственных ситуаций, которые будут влиять на формирование намеченных нравственных качеств. Необходимо помнить о том, что трудный ребенок, скорее всего, не сразу включается в решение предложенных ему нравственных ситуаций. Поэтому воспитателю необходимо терпение в реализации данного приема. Самое главное в создании воспитывающей ситуации, чтобы ребенок не заметил воспитания.
Укрепление веры в собственные силы. Особенно этот прием важен для детей тихих, замкнутых, боязливых, застенчивых. Сущность приема заключается в создании такой педагогической ситуации, где ребенок мог бы применить свои силы и, главное, получить положительный результат. Успехи ребенка помогают изменить его статус в коллективе сверстников. У ребенка появляется удовлетворение от сделанного дела, появляется уверенность в собственных силах. Все действия учителя направлены на поддержание этой уверенности, постоянно активизируя действия школьника.
Прощение. Это очень важный прием, поскольку он нейтрализует наказание ребенка. Ребенок совершил проступок, но воспитатель не наказывает его. Применение данного приема может способствовать принятие воспитателем раскаяния ребенка, его душевных переживаний. Если эти чувства искренни, то наказание может нанести неисправимый вред ребенку. Ребенок, ожидая наказания и не получив его, измученный своим раскаянием будет очень признателен воспитателю за понимание его детской души и страданий. Конечно, если этот прием применить к виновному, то это будет способствовать углублению отрицательных форм поведения. Главное в применении приема прощения, чтобы ребенок поверил в то, что воспитатель не затаил на него гнева или обиды. То есть воспитателю, применяющему этот прием самому нужно быть искренним.
Убеждение. Убеждение – самый распространенный метод воспитания. Однако мы можем использовать его и как прием, который корректирует поведение школьника. Убеждение – это доказательство правильности, или неправильности поведения ребенка. Оно может быть как словесным, так и практическим. Учитель, родитель, воспитатель своим поведением убеждают ребенка в правильности предлагаемых нравственных постулатов. Убеждая ребенка, необходимо опираться на его жизненный опыт и умело подводить его к выводам о правильности предлагаемых форм поведения. Если учитель использует словесное убеждение, то необходимо объяснить ребенку, что именно он сделал неправильно, и как нужно себя вести, чтобы это было правильно. При этом надо опираться на поведение известных ребенку людей, которые для него авторитетны.
ПрПри
Приложение №3.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.