Инновационные принципы воспитания.
Гуманизации воспитательного процесса. (Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик).
Реализация данного принципа позволяет считать ребенка главной ценностью в системе взаимоотношений, реализует его право на раскрытие способностей. Школа призвана раскрывать индивидуальное дарование личности в соответствии возрастными особенностями, психологическими новообразованиями. Каждому возрасту свойственна специфика в развитии творческого потенциала. Так, в младшем школьном возрасте воспитательная работа строится с учетом интересов детей, лежащем в предметном мире. Возможность выразить свои интересы дает детям уникальную возможность понять и принять собственную ценность. Главными механизмами реализации принципа гуманизации можно считать доверие ребенку; понимание его ценности и уникальности; видение в нем личности; защита ребенка от посягательств на его духовное и физическое здоровье; подход к ребенку «с оптимистической гипотезой» (А.С.Макаренко); использование самостоятельности и инициативности ребенка.
Демократизации воспитательного процесса. (Н.Ф.Голованова)
Этот принцип предполагает организацию взаимодействий субъектов воспитания на основе сотрудничества. Ребенок вправе рассчитывать на свободный выбор своей жизненной траектории. Осуществление же пути по ней предполагает помощь педагога, владеющего психолого-педагогическими знаниями и умениями. Важно помнить, что ребенок равноправный субъект жизни и его права представлены в Декларации «О правах ребенка», принятой ООН в 1989г.
Принятие ребенка как данности. (Н.Е.Щуркова, Л.И.Маленкова).
Одна из задач гуманистической педагогики – постоянно стимулировать развитие ребенка. Воспитанию отведено главенствующее место в реализации представленного принципа. Дети разные, но каждая личность приходит в школу с набором только ей свойственных уникальных качеств. У каждого ребенка своя мера жизненного опыта за плечами и традиций семейного воспитания. Надо прямо сказать, не всегда этот «набор» соответствует представлениям учителя - воспитателя о ценностях, которыми должен владеть ребенок. Но суть принципа в том, что воспитателю необходимо принять ребенка таким, каков он есть, и, используя педагогический опыт и мастерство корректировать, при необходимости, западающие качества ребенка. При этом воспитатель предоставляет своему воспитаннику все условия для развития его интересов, способностей и потребностей.
Ориентации на ценностные отношения. (Н.Е.Щуркова).
Принцип направлен на содержательную сторону воспитания. Его реализация предполагает организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы ребенок постигал систему наивысших ценностей, таких как «человек», «жизнь», «природа», «общество», и учился выстраивать свое поведение в соответствии с ценностными отношениями. Этому содействует и «распредметчивание» предметно-вещного мира, когда воспитатель в ходе реализации воспитательной программы учит детей в привычных предметах и явлениях природы видеть глубокий смысл бытия.
Субъектности (Н.Е.Щуркова).
Принцип субъектности определяет такой параметр воспитания, как обязательность. Он затрагивает процессуальную сторону воспитания. Субъектность воспитанника это его способность правильно устанавливать связи с окружающим миром, осознанно действовать в границах выстроенного и брать на себя ответственность за результат своей деятельности. Выстроенная воспитателем система предусматривает организацию активной деятельности ребенка, осмысления им ценностей жизни, формирование у воспитанников «образа счастья» и своего «Я» как конструктора своей жизни.
Природосообразности. (А.В.Мудрик),
В основе принципа – взаимосвязь естественных и социальных процессов. Воспитание предназначено для создания максимально благоприятных условий для взаимодействия человека и природы, согласованное с законами развития природы и человека, с учетом индивидуальных особенностей, присущих последнему. Задача воспитания – формировать ценностное отношение к природе у ребенка, создавать предпосылки для формирования природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.
Культуросообразности. (А.В.Мудрик).
Реализация принципа культуросообразности воспитания предполагает организацию воспитания с учетом культурно-исторического наследия. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры и формирует ребенка как субъекта культуры. Основная задача воспитания помогать воспитаннику ориентироваться в сложных переплетениях пластов культуры, этносов, конкретного общества, в котором он живет и всего мира в целом. В каждом из этих пластов своя система ценностей и провести ребенка по этому лабиринту достаточно трудно, так как каждый народ имеет кроме мировой культуры, свою субкультуру. Она может быть городской, а может быть сельской, и даже районной. Помочь ребенку соотнести эти ценности, выбрать правильные ориентиры, установить нравственный баланс, воспитанников в области различных культур призван учитель. Его воспитательные усилия наполняют принцип культуросообразности конкретным содержанием.
Относя принципы культуросообразности и природосообразности к инновационным принципам, мы осознаем, что они были предложены еще Я.А.Коменским в качестве принципов дидактики, но их современное понимание в свете гуманизации воспитательного пространства и понимания ребенка как субъекта воспитания дает возможность придать им новое инновационное звучание.
Реализация принципов воспитания зависит, прежде всего, от целенаправленного воспитательного усилия педагога. Выстроенная им система с учетом закономерностей и принципов работает по-разному в различных социальных условиях и с разными детьми. Важно, чтобы сам педагог осознавал систему закономерностей и принципов как важнейшую педагогическую идею, реализация которой приводит к качественным изменениям в личности каждого ребенка.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.