2. Числа первой сотни
Десять десятков — это сотня. Числа от 11 до 100 называют числами первой сотни. Все числа первой сотни — двузначные.
Двузначные числа записывают двумя цифрами: 37, 45, 64, 40. Первая цифра справа в записи двузначного числа называется цифрой первого разряда или разряда единиц, вторая цифра справа — цифрой второго разряда или разряда десятков.
Целые десятки (10 20 30 40 50 60 70 80 90) иногда именуются разрядными числами.
Читают двузначные числа слева направо. Для чисел 21 — 100 порядок называния составляющих их разрядных чисел и порядок записи совпадает: 21 (два-дцать один)
Понятие «разряд» является базовым для образования чисел первой сотни.
Разрядный состав — выделение разрядных чисел в двузначном числе:
На основе разрядного состава рассматриваются случаи разрядного сложения и вычитания: 30 + 4 34-4 34-30
При нахождении значений этих выражений ссылаются на разрядный состав двузначных чисел: число 34 состоит из 30 и 4. Вычитая 30 получаем 4.
Разрядные слагаемые — сумма разрядных чисел двузначного числа:
47 = 40 + 7 68 - 60 + 8
Десятичный состав — выделение десятков и единиц в двузначном числе:
26 — это 2 дес. и 6 ед.
Схема десятичного состава:
На основе схемы десятичного состава можно рассмотреть такие случаи сложения и вычитания:
26-6 26-20 26- 10 26- 16 20 + 6
При нахождении значения этих выражений ссылаются на десятичный состав (десятичную схему) двузначного числа: вычитая из числа 26 число 16 (1 десяток и 6 единиц) получаем 1 десяток. Для наглядности ребенок прикрывает вычитаемое рукой на схеме. В дальнейшем это действие ребенок выполняет мысленно и сразу называет и пишет ответ. Использование десятичной схемы двузначного числа значительно облегчает вычислительную деятельность детям, которым вычисления «в уме» даются трудно. Например, десятичная схема числа 57 дает возможность без применения каких-либо еще вспомогательных приемов вычислений решить следующие примеры:
57-10 | 57-20 | 57-30 | |
57-40 | 57-50 | 50 +7 | |
57-17 | 57-27 | 57-37 | |
57-47 |
|
|
|
а также легко справиться со случаями вида: 57 + 2; 57 + 3; 57 + 10 и т. п., используя прием «десятки к десяткам, а единицы к единицам».
При изучении нумерации двузначных чисел рассматривают также случаи сложения и вычитания, базирующиеся на принципе построения последовательности натуральных чисел: 43 + 1; 43 - 1; 40 + 1; 40 - 1.
При нахождении значения этих выражений/ссылаются на принцип построения натурального ряда чисел: прибавляя к числу 1, получаем число следующее (последующее). Вычитая из числа 1, получаем число предыдущее.
Приведем основные виды заданий, выполняемых детьми при изучении чисел первой сотни:
1) на способ образования чисел первой сотни:
Назови число, в котором 1 дес. 9 ед., 2 дес. 7 ед., 9 дес. 2 ед.
Запиши числа, в которых 3 дес. 7 ед., 7 дес. 3 ед., 7 дес. 0 ед.
2) на соотнесение количественной модели, названия и записи числа:
Сколько кубиков на каждом рисунке?
Прочитай и запиши число по модели:
-
Десятки
Единицы
3) на принцип образования натурального ряда чисел:
Уменьши на 1: 20, 47, 32, 50, 70
Увеличь на 1: 19, 28, 44, 67, 40, 90
Найди значение выражения: 50 + 1; 44 + 1; 68 — 1; 90 — 1.
Во всех случаях можно ссылаться на то, что добавление 1 ведет к получению числа последующего, а уменьшение на 1 — к получению числа предыдущего.
4) на поместное значение цифры в записи числа:
Что обозначает каждая цифра в записи числа: 72, 20, 70, 27? (В записи числа 72 цифра 7 обозначает количество десятков, а цифра 2 — количество единиц. В записи числа 20 цифра 2 обозначает, что в числе 2 десятка, а цифра 0 обозначает, что в первом разряде единиц нет.)
5) на место числа в ряду чисел:
Вставь пропущенные числа:
40, 41 ... 43......... 47 ...... 50
Вставь пропущенные числа:
70, 69............ 64...... 61 ...
При выполнении задания ссылаются на порядок чисел при счете.
6) на разрядный состав:
20 + 3 = 23 23 - 3 = ... 23-20 = ...
37 = 30 + 7 37 - 30 = ... 37 - 7 = ...
При выполнении задания ссылаются на разрядную модель числа из десятков и единиц.
7) на сравнение чисел первой сотни:
Какое из чисел больше: 23 или 32? 44 или 47? 28 или 54? 20 или 4?
При выполнении задания можно сравнивать две модели чисел из палочек (количественная модель), или ссылаться на порядок следования чисел при счете (меньшее число называют при счете раньше), или опираться на процесс присчитывания и отсчитывания (присчитывая к 44 три единицы получим 47, значит 47 больше, чем 44).
Более соответствующим данному этапу изучения нумерации считается способ сравнения чисел с опорой на разрядный состав. При этом сравнивать числа начинают со старших разрядов: в числе 23 — два десятка, а в числе 32 — три десятка, значит 32 > 23. Если количество десятков одинаковое, то сравнивают цифры разряда единиц: в числе 44 и числе 47 по 4 десятка, сравним разряд единиц — 7 больше, чем 4, значит 47 > 44.
Сравнивая двузначные числа с однозначными числами, следует ссылаться на то, что все однозначные числа меньше, чем двузначные.
При сравнении чисел вида:
следует ссылаться на порядок следования чисел при счете: следующее число всегда больше, чем предыдущее.
Для наглядного сравнения чисел первой сотни можно использовать портновскую ленту.
8) на десятичный состав двузначных чисел:
Сколько десятков в числе 56, 78, 92?
Комплексное задание на нумерацию двузначных чисел включает полную характеристику заданного числа.
Что можно рассказать о числе 33? (57, 62)
(Это число двузначное, записано с помощью двух цифр. В этом числе 3 десятка и 3 единицы или 3 единицы II разряда и 3 единицы I разряда; при счете его называют после числа 32 и перед числом 34 (или — его соседи 32 и 34); оно больше, чем число 30 и меньше, чем число 40; его можно представить в виде суммы 30 и 3.)
Завершает изучение чисел первой сотни знакомство с числом 100.
Десять десятков — это сотня.
Число 100 завершает изучение чисел первой сотни.
Сотня (100) — первое трехзначное число в ряду натуральных чисел.
Сотня — наименьшее трехзначное число.
Сотня — новая счетная единица в десятичной системе счисления.
В записи числа 100 цифра 1 обозначает, что в ИТ разряде (разряде сотен) — одна единица, а разрядах десятков и единиц нули означают, что в этих разрядах нет значащих цифр.
- Методика обучения математике в начальной школе
- Оглавление
- Глава 1. Общие вопросы методики преподавания
- Глава 2. Изучение чисел в начальной школе.......................................................................48
- Глава 3. Изучение арифметических действий
- Лекция 2. Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе
- 1. Методика обучения математике младших школьников как учебный предмет
- 2. Методика обучения математике младших школьников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности
- Лекция 3. Традиционная и альтернативные системы обучения математике младших школьников
- 1. Краткий обзор систем обучения
- 2. Содержание обязательного минимума образования по математике в начальной школе
- Обязательный минимум содержания образования
- 3. Распределение по годам обучения программного материала по математике в альтернативных системах
- Распределение программного материала по математике в системе л.В. Занкова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе в. В. Давыдова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «гармония»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «Школа 2100»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «начальная школа XXI века»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Лекция 4. Психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников
- 2. Однозначные числа
- 3. Порядок следования чисел в ряду
- 4. Состав однозначных чисел
- 5. Число 0
- 6. Сравнение чисел
- 7. Число 10
- Лекция 6. Разряды числа
- 1. Числа второго десятка (двадцаток)
- 2. Числа первой сотни
- 3. Числа первой тысячи
- 5. Системы счисления
- 2. Вычислительные приемы для чисел первого десятка
- 3. Вычислительные приемы для чисел второго десятка
- Лекция 8. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой сотни
- 1. Используемые математические законы и правила
- 2. Способы устных вычислений
- Заполни пустые окошки в равенствах по образцу:
- 2. Найди значения выражений в каждом столбике, используя первый ответ:
- 3. Вычисли, используя разложение целого числа, заданное схемой:
- 11. Найди и исправь ошибку:
- 3. Способы письменных вычислений (в столбик)
- Лекция 9. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой тысячи и многозначных чисел
- 1. Вычислительные приемы для чисел первой тысячи
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых сотен
- 3. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах тысячи
- 4. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100
- 2. Вычислительные приемы для многозначных чисел
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых тысяч
- 3. Сложение и вычитание целых тысяч на основе правил арифметических действий
- Лекция 10. Умножение
- 1. Смысл действия умножения
- 1) Произведение делят на множитель.
- 2) Сравнивают полученный результат с другим множителем. Если эти числа равны, умножение выполнено верно.
- 2. Табличное умножение
- 3. Приемы запоминания таблицы умножения
- 1. Прием счета двойками, тройками, пятерками
- 2. Прием последовательного сложения
- 3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)
- 4. Прием взаимосвязанной пары: 2 • 6 6-2 (перестановка множителей)
- 5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя
- 6. Прием «порции»
- 7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного
- 8. Прием внешней опоры
- 9. Прием запоминания таблицы «с конца»
- 10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения
- 11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения
- Лекция 11. Деление
- 1. Смысл действия деления
- 2. Табличное деление
- 3. Приемы запоминания таблицы деления
- 1. Прием, связанный со смыслом действия деления
- 2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления
- Лекция 12. Особые случаи умножения и деления
- 1. Умножение и деление с 0 и 1
- 2. Внетабличное умножение и деление в пределах 100
- 2) Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель:
- 3) Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель:
- 1. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем:
- 2. Прием умножения двузначного числа на однозначное: 23 • 4; 4-23
- 3. Прием деления двузначного числа на однозначное: 48:3; 48:2
- 4. Прием деления двузначного числа на двузначное: 68 :17
- 1) Если есть скобки, выполняю первым действие, записанное в скобках.
- 2) Выполняю по порядку умножение и деление.
- 3) Выполняю по порядку сложение и вычитание.
- 3. Деление с остатком
- 17 Карандашей разложили в три коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
- 3. Найдите делимое в примерах:
- 4. Найдите делители в примерах:
- Лекция 13 Письменное умножение и деление
- 1. Умножение в столбик
- 2. Деление в столбик
- 100(Остаток)
- Лекция 14 Приемы рациональных вычислений в начальных классах
- 2. Длина
- 3. Масса и емкость
- 4. Площадь
- 1. Первый урок продолжается 45 мин, а перемена — 10 мин. Сколько минут проходит от начала первого урока и до начала второго?
- 2. В году 3 месяца летние: июнь, в котором 30 дней, июль и август, в которых по 31 дню. Сколько летних дней в году? Используя календарь, составь и реши похожие задачи про осень, зиму и весну.
- 6. Скорость
- 7. Действия с именованными числами
- 2. Геометрические понятия в начальной школе
- 3. Задания на измерение и вычисление
- 3. Начерти несколько ломаных из двух звеньев так, чтобы длина каждой ломаной была равна 11 см.
- 1. Измерь стороны треугольника омк(в миллиметрах) и узнай, на сколько миллиметров сумма длин отрезков оKи ом больше длины отрезка км.
- 2. Начерти отрезок ab длиной 60 мм. Отметь на нем точку с так, чтобы длина отрезка aс была равна 15 мм. Узнай длину отрезка св, не измеряя его.
- 3. Вычисли периметры многоугольников в сантиметрах.
- 3. Начерти два отрезка. Длина первого 8 см. Это в 2 раза больше длины второго отрезка. На сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго?
- 4. Вырежи квадрат со стороной 8 см. Раздели его перегибанием на 4 равных треугольника и найди площадь каждого из них.
- 6. Найди диаметр большего круга, если радиус меньшего равен 1 см.
- 7. Начерти любую окружность. Проведи в ней два любых диаметра, соедини их концы отрезками и найди площадь полученного прямоугольника.
- 4. Задания на построение
- 1. Начерти в тетради ломаную, состоящую из четырех звеньев. Сколько вершин у этой ломаной?
- 2. Вырежи из приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку (по рисунку, данному в учебнике).
- 1. Проведи прямую, отметь на ней 3 точки. Сколько всего отрезков получилось?
- 2. Начерти и дополни до прямоугольника:
- 4. Сложи из треугольников нарисованные фигуры (по рисунку в учебнике).
- 1. Начерти два отрезка так, чтобы длина одного была в два раза больше длины данного отрезка, а длина другого — в 2 раза меньше длины данного.
- 2. Математическое выражение и его значение
- 3. Решение задач на основе составления уравнения
- 1. Запиши уравнения и реши их:
- 2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?
- 2. Дроби (доли) в 3 классе
- 3. Дроби в 4 классе
- 2) Найдем, сколько сантиметров в четырех пятых долях отрезка:
- 4. Дроби величин
- 6 Листов составляют половину тетради. Сколько всего листов в тетради?
- 2. Подготовительная работа к обучению детей решению задач
- 3. Знакомство с простой задачей
- 4. Семантический анализ текста задачи
- Лекция 20. Методика обучения решению задач
- 1. Общие вопросы методики обучения решению задач
- 2. Методика работы с простыми задачами
- 3. Приемы знакомства с составной задачей
- 4. Задача в контексте урока
- Лекция 21. Использование приема моделирования при обучении решению задач
- 1. Моделирование как обобщенный прием работы над задачей
- 2. Приемы моделирования при обучении решению простых задач
- 3. Схематическое моделирование при обучении решению составных задач
- 4. Обучение детей использованию схемы в виде отрезков при решении задач
- 5. Моделирование при обучении решению задач на движение
- 6. Влияние графического моделирования на формирование умения решать задачи разными способами
- Глава 9 Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе Лекция 22. Подготовка учителя к уроку математики в начальных классах
- 1. Краткий анализ наиболее известных теорий обучения
- 2. Организация урока математики в начальных классах
- 3. Классификация учебных заданий
- 4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
- 5. Методический анализ урока математики в начальных классах
- Методика системного анализа и оценки эффективности проведенного урока
- 2. Сохранение и развитие математических способностей младшего школьника как методическая проблема
- 3. Проблема обучения математике в классах коррекционно-развивающего обучения (кро)
- Литература