2. Способы устных вычислений
При обучении устным вычислительным действиям ребенок осваивает в течение первого и второго года обучения в четырехлетней начальной школе целый ряд вычислительных приемов, из которых 12 относятся к вычислениям в пределах 100.
Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Повсеместное использование калькуляторов ставит под сомнение необходимость «жесткой» отработки этих умений. На сегодняшний день никто не связывает хорошее владение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для русской методической школы. В связи с этим более чем значительная часть всех существующих на сегодня учебников математики для начальных классов отведена формированию устных вычислительных умений и навыков.
Приведем традиционный порядок изучения вычислительных приемов в учебнике по математике авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой и др., поскольку данная система на сегодня является наиболее целостной и мелодически разработанной.
Основные типы вычислительных приемов, которые ребенок должен освоить для успешного формирования вычислительной деятельности в пределах 100:
1) 60 + 20; 50 - 30 — сложение и вычитание целыми десятками;
2) 34 + 20; 34 + 2 — прибавление единиц или десятков к числу без перехода через десяток;
3)26 + 4 — прибавление единиц к числу с получением в результате целого десятка, что приводит к увеличению разрядных единиц на одну в разряде десятков;
4) 48 - 30; 48 - 3 — вычитание единиц или десятков из числа без перехода через десяток;
5) 30 - 6 — вычитание единиц из целых десятков с заемом одного десятка;
6) 46 + 5 — прибавление единиц к числу с переходом через десяток;
7) 42 - 5 — вычитание единиц из числа с переходом через десяток;
8) 40 +16; 45 + 23 — сложение двузначных чисел без перехода через десяток;
9) 40 - 16 — вычитание двузначного числа из целых десятков с заемом десятков;
10) 45 - 12 — вычитание двузначных чисел без перехода через десяток;
11) 37 + 48 — сложение двузначных чисел с переходом через десяток;
12) 37 + 53 — сложение двузначных чисел с получением в результате целых десятков.
Методически все вычисления в пределах 100 считаются устными, что оговорено в учебном пособии для учителей начальных классов Байтовой М.А., Бельтюковой Г.В. «Методика преподавания математики в начальных классах»: «В методике различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относятся все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100. К письменным относятся приемы для всех других случаев вычислений над числами, большими 100». (С. 163.)
На самом деле, уже при знакомстве со случаями вида 45 + 23 (прием 8), учитель знакомит детей со способами записи вычислительных действий «в столбик» и приемом поразрядного сложения, применяемым при письменных вычислениях.
Сначала предлагается устный способ вычислений:
45 + 23 = ...
/\
20 3
(45 + 20) + 3 = 68
Затем отмечается, что удобно записать этот пример столбиком:
|
|
|
+ | 4 | 5 |
| 2 | 3 |
| 6 | 8 |
|
|
|
Далее приводятся подробные объяснения приема вычислений:
1. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
2. Складываю единицы: 5 + 3 = 8.
Пишу 8 под единицами.
3. Складываю десятки: 4 + 2 = 6.
Пишу 6 под десятками.
4. Читаю ответ: сумма равна 68.
Главным отличием письменных вычислений от устных является порядок складывания (или вычитания) разрядных единиц. При устных вычислениях всегда начинают со старших разрядов (в данном случае — с разряда десятков) и выполняют действие, двигаясь слева направо. При письменных вычислениях всегда начинают с разряда единиц и выполняют действие, двигаясь справа налево.
Методическое обоснование знакомства детей со способами письменных вычислений при формировании вычислительной деятельности в пределах 100:
1. Многие дети с большим трудом осваивают устные вычислительные действия с двузначными числами. Письменный прием вычислений облегчает им вычислительную деятельность.
2. Полноценное освоение устной вычислительной деятельности требует от ребенка свободного владения результатами табличных вычислений в пределах 10 и 20, свободного владения разрядным составом чисел, десятичным составом чисел, умением гибко и свободно применять разнообразные вычислительные действия, выбирая способ вычислений в каждом случае. Далеко не все дети могут это делать. Письменный способ вычислений требует более простых вычислительных действии, выполняемых по единому жесткому правилу (называемому «алгоритмом письменных вычислений»),
3. Знакомство со способами оформления вычислений «в столбик» при изучении вычислений в пределах 100 рассматривается как подготовка к использованию этой вычислительной технологии в дальнейшем (при вычислениях с трехзначными и многозначными числами).
Приведем краткие пояснения к технологии обучения ребенка вычислительным приемам в пределах 100.
Прием 60 + 20; 50-30- сложение и вычитание целыми десятками
Для освоения этого приема ребенок должен хорошо представлять десятичный состав двузначного числа. Рассматривая 60 как 6 десятков и 20 как 2 десятка, 60 + 20 вычисляется как 6 десятков + + 2 десятка. Ответ 8 десятков затем рассматривается как 80 и записывается результат вычислений. Таким образом, действия целыми десятками рассматриваются как действия разрядными единицами, вычисления в этом случае сводятся к табличным вычислениям в пределах 10.
Основные виды заданий, помогающих ребенку освоить данный прием:
1. Вычисли:
40 + 20 = 50-30 =
4 дес. + 2 дес. = 5 дес. — 3 дес. =
2. Вычисли:
6 дес. + 1 дес. = 6 дес. — 2 дес. =
5 дес. + 3 дес. = 1 дес. + 6 дес. =
4 дес. — 1 дес. = 8 дес. — 7 дес. =
3. Вычисли:
7+2= 6-3= 5-2=
70 + 20 = 60 - 30 = 50 - 20 =
4. Вставь числа в окошки, чтобы получились верные равенства:
4 + 2=□ 6-4 = □ □-10 = 30
40 + 20 = □ 60-40 = □ 80 — □= 10
50 + □ =90 □ + 60 = 70
5. Какое значение может принимать значок в каждой записи?
* + 3 = 8 6-... = 1
* - ? ... — ?
# + 30 = 80 60 — @ = 10
#-? @-?
6. Сравни выражения:
60 - 20 ... 60 - 10 70 + 10 ... 10 + 70
60 + 20 ... 60 + 10 90 - 60 ... 70 - 60
7. Вычисли:
40 + 50 - 70 = ... 50 - 40 + 90 = ... 80 - 70 + 20 = ...
Прием 34 + 20; 34 + 2 — прибавление единиц или десятков к числу без перехода через десяток
Схема приема:
34 + 20 = 54 34 + 2 = 36
/\ /\
30 4 30 4
50 6
36
Для освоения этого приема ребенок должен хорошо представлять себе разрядный состав двузначных чисел, уметь выполнять сложение целых десятков, сложение в пределах и разрядное сложение (50 + 4).
Виды заданий, помогающих ребенку освоить данный прием:
1. Найди ответ к данным примерам среди чисел, записанных ниже и покажи его стрелкой:
6 + 3 = ... 5 + 7 = .. 6 + 2 = ...
4 + 2 = ... 3 + 4 = ... 3 + 2 = ...
7 8 6 9 5 12
2. Сравни выражения:
10 + 2... 10 + 20
56 + 30 ... 56 + 3
63 + 30... 63 + 3
47 + 20 ... 47 + 2
3. Выполни действия по образцу:
40 = 30 + 10 50 =... + ...
70 = 60+ 10 30 = ... + ...
4. Найди значение каждой суммы, используя результаты первого примера:
34 + 2= 46 + 2= 72 + 2 =
34 + 3= 46 + 3= 72 + 3 =
34 + 4= 46 + 4= 72 + 4 =
5. Найди значение суммы, используя разрядный состав чисел:
46 + 20= 72+ 10 =
/\ /\
40 6 70 2
46 + 30 = ... 72 + 20 = ...
46 + 40 =... 72 + 30 =...
6. Найди значение суммы любым удобным тебе способом:
34 + 20=... 81 + 10=...
56 + 30 =... 45 + 30 =...
27 + 50 =... 63 + 20 =...
7. Вычисли значение выражений:
48-8 = ... 80- 1 = ... 30 + 8 = ...
52-50 = ... 79+ 1 = ... 60- 1 =...
8. Вычисли значение выражений:
37-30 + 50 90- 1 -80 40 + 6 + 1
9. Догадайся, какие цифры нужно вставить в окошки, чтобы получились верные равенства.
34 + □= 64 17+□= 97 46+□= 96
52 + □=72 28 +□= 78 64 + □= 84
10. Вычисли результаты:
34 + 20= 28 + 30= 47 + 2 =
34 + 4 = 45 + 10 = 47 + 20 =
32 + 6= 15 + 4= 47 + 50 =
Прием 26 + 4 — прибавление единиц к числу с получением в результате целого десятка, что приводит к увеличению разрядных единиц на одну в разряде десятков
Схема приема: 24 + 6 - 30
/\
20 4
Для освоения данного приема ребенок должен знать разрядный состав чисел, уметь складывать в пределах 10 и выполнять прибавление десяти к целым десяткам.
Виды заданий, помогающих ребенку освоить данный прием:
1. Выбери из чисел справа верный ответ к примеру и обведи его:
6 + 4= (11,10,20)
8 + 2= (9,10,11)
7 + 3= (8,10)
4 + 6 = (9, 10, 8)
3 + 7= (7,10)
2. Вставь числа в окошки:
20 + 10 40 + □ □ + 10
30 60 90
3. Вычисли результаты, используя значение первого выражения в каждом столбике:
48 + 1 = 48 + 2 = 48 + 20 = 48 + 40 =
57 + 2 = 57 + 3 = 57+10 = 57 + 30 =
87-1 = 87-7 = 87-10 = 87 -70 =
16 + 4 = 26 + 4 = 36 + 4 = 46 + 4 =
4. Вставь число в окошко, чтобы равенство стало верным:
17+□ = 20 27+□ = 30 37 + 3 =□ 47 + 3= □
5. Какое значение может принимать буква в каждой записи:
73+ d=80 76 + z=80 # + 6 = 70
d- ? z- ? # - ?
6. Найди ответы каждого примера среди чисел в кружках и соедини их стрелкой:
53 + 7 30 48 + 2 40 21 + 9 70
32 + 8 50 64 + 6 90 85 + 5 60
Прием 48- 30; 48- 3 — вычитание единиц или десятков из числа без перехода через десяток
С хема приема: 48-3 = 45 48-30=18
/\
40 8
Для освоения данного приема ребенок должен знать разрядные состав чисел, уметь вычитать в пределах 10 и выполнять разрядное сложение (40 + 5).
Виды заданий, помогающих ребенку освоить данный прием:
1. Среди чисел слева найди ответ примера справа и соедини их стрелкой:
3 8-3
5 7-5
2 9-6
6 8-4
4 9-3
2. Вставь числа в окошки, так чтобы равенства были верными:
18 — 3 = □ 10 — □ = 5
□ -3 = 7 19 — □ = 13
17 — □ = 12 □-6 = 4
3. Найди значение разности:
40 - 30 =... 50 - 20 =... 70 - 40 = ...
4. Найди значение разности, используя разрядный состав чисел:
56-20= 36- 10 =
/\ /\
50 6 □ □
43-30 = 97 -80 =
/\ /\
□ □ □ □
50- 30 = 67 - 1 = 48-3=
96 - 20 = 67 - 2 = 48-4=
66 - 40 = 67 - 3 = 48-5=
67 -4= 48-6=
5. Сравнивай подчеркнутые цифры — это поможет тебе выполнить задание.
56-30 ...59-30
42+ 7...42+ 8
78-5... 78-7
26+ 30 ...25+ 30
6. Подчеркни удобный для тебя способ вычислений в каждом случае и вычисли:
а) (20 + 10) - 6 б) (40 + 10) - 2 в) (80 + 10) – 7
20+ (10-6) 40+ (10-2) 80+ (10-7)
(20-6)+ 10 (40-2)+ 10 (80-7)+ 10
7. Найди значение выражения в каждом случае, используя удобный для тебя способ:
39 - 7 = 56 + 4 = 80 + 1 =
68- 10= 56-4= 80- 1 =
19-5= 37 + 20= 34 + 5 =
73-20= 37 -20= 34-5 =
Прием 30-6 — вычитание единиц из целых десятков с заемом одного десятка
Схема приема: 30 - 6 - 24
Для освоения данного приема ребенок должен знать десятичный состав целых чисел, уметь вычитать в пределах 10 и выполнять разрядное сложение (20 + 4).
Виды заданий, помогающих ребенку освоить данный прием:
- Методика обучения математике в начальной школе
- Оглавление
- Глава 1. Общие вопросы методики преподавания
- Глава 2. Изучение чисел в начальной школе.......................................................................48
- Глава 3. Изучение арифметических действий
- Лекция 2. Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе
- 1. Методика обучения математике младших школьников как учебный предмет
- 2. Методика обучения математике младших школьников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности
- Лекция 3. Традиционная и альтернативные системы обучения математике младших школьников
- 1. Краткий обзор систем обучения
- 2. Содержание обязательного минимума образования по математике в начальной школе
- Обязательный минимум содержания образования
- 3. Распределение по годам обучения программного материала по математике в альтернативных системах
- Распределение программного материала по математике в системе л.В. Занкова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе в. В. Давыдова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «гармония»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «Школа 2100»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «начальная школа XXI века»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Лекция 4. Психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников
- 2. Однозначные числа
- 3. Порядок следования чисел в ряду
- 4. Состав однозначных чисел
- 5. Число 0
- 6. Сравнение чисел
- 7. Число 10
- Лекция 6. Разряды числа
- 1. Числа второго десятка (двадцаток)
- 2. Числа первой сотни
- 3. Числа первой тысячи
- 5. Системы счисления
- 2. Вычислительные приемы для чисел первого десятка
- 3. Вычислительные приемы для чисел второго десятка
- Лекция 8. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой сотни
- 1. Используемые математические законы и правила
- 2. Способы устных вычислений
- Заполни пустые окошки в равенствах по образцу:
- 2. Найди значения выражений в каждом столбике, используя первый ответ:
- 3. Вычисли, используя разложение целого числа, заданное схемой:
- 11. Найди и исправь ошибку:
- 3. Способы письменных вычислений (в столбик)
- Лекция 9. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой тысячи и многозначных чисел
- 1. Вычислительные приемы для чисел первой тысячи
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых сотен
- 3. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах тысячи
- 4. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100
- 2. Вычислительные приемы для многозначных чисел
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых тысяч
- 3. Сложение и вычитание целых тысяч на основе правил арифметических действий
- Лекция 10. Умножение
- 1. Смысл действия умножения
- 1) Произведение делят на множитель.
- 2) Сравнивают полученный результат с другим множителем. Если эти числа равны, умножение выполнено верно.
- 2. Табличное умножение
- 3. Приемы запоминания таблицы умножения
- 1. Прием счета двойками, тройками, пятерками
- 2. Прием последовательного сложения
- 3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)
- 4. Прием взаимосвязанной пары: 2 • 6 6-2 (перестановка множителей)
- 5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя
- 6. Прием «порции»
- 7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного
- 8. Прием внешней опоры
- 9. Прием запоминания таблицы «с конца»
- 10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения
- 11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения
- Лекция 11. Деление
- 1. Смысл действия деления
- 2. Табличное деление
- 3. Приемы запоминания таблицы деления
- 1. Прием, связанный со смыслом действия деления
- 2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления
- Лекция 12. Особые случаи умножения и деления
- 1. Умножение и деление с 0 и 1
- 2. Внетабличное умножение и деление в пределах 100
- 2) Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель:
- 3) Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель:
- 1. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем:
- 2. Прием умножения двузначного числа на однозначное: 23 • 4; 4-23
- 3. Прием деления двузначного числа на однозначное: 48:3; 48:2
- 4. Прием деления двузначного числа на двузначное: 68 :17
- 1) Если есть скобки, выполняю первым действие, записанное в скобках.
- 2) Выполняю по порядку умножение и деление.
- 3) Выполняю по порядку сложение и вычитание.
- 3. Деление с остатком
- 17 Карандашей разложили в три коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
- 3. Найдите делимое в примерах:
- 4. Найдите делители в примерах:
- Лекция 13 Письменное умножение и деление
- 1. Умножение в столбик
- 2. Деление в столбик
- 100(Остаток)
- Лекция 14 Приемы рациональных вычислений в начальных классах
- 2. Длина
- 3. Масса и емкость
- 4. Площадь
- 1. Первый урок продолжается 45 мин, а перемена — 10 мин. Сколько минут проходит от начала первого урока и до начала второго?
- 2. В году 3 месяца летние: июнь, в котором 30 дней, июль и август, в которых по 31 дню. Сколько летних дней в году? Используя календарь, составь и реши похожие задачи про осень, зиму и весну.
- 6. Скорость
- 7. Действия с именованными числами
- 2. Геометрические понятия в начальной школе
- 3. Задания на измерение и вычисление
- 3. Начерти несколько ломаных из двух звеньев так, чтобы длина каждой ломаной была равна 11 см.
- 1. Измерь стороны треугольника омк(в миллиметрах) и узнай, на сколько миллиметров сумма длин отрезков оKи ом больше длины отрезка км.
- 2. Начерти отрезок ab длиной 60 мм. Отметь на нем точку с так, чтобы длина отрезка aс была равна 15 мм. Узнай длину отрезка св, не измеряя его.
- 3. Вычисли периметры многоугольников в сантиметрах.
- 3. Начерти два отрезка. Длина первого 8 см. Это в 2 раза больше длины второго отрезка. На сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго?
- 4. Вырежи квадрат со стороной 8 см. Раздели его перегибанием на 4 равных треугольника и найди площадь каждого из них.
- 6. Найди диаметр большего круга, если радиус меньшего равен 1 см.
- 7. Начерти любую окружность. Проведи в ней два любых диаметра, соедини их концы отрезками и найди площадь полученного прямоугольника.
- 4. Задания на построение
- 1. Начерти в тетради ломаную, состоящую из четырех звеньев. Сколько вершин у этой ломаной?
- 2. Вырежи из приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку (по рисунку, данному в учебнике).
- 1. Проведи прямую, отметь на ней 3 точки. Сколько всего отрезков получилось?
- 2. Начерти и дополни до прямоугольника:
- 4. Сложи из треугольников нарисованные фигуры (по рисунку в учебнике).
- 1. Начерти два отрезка так, чтобы длина одного была в два раза больше длины данного отрезка, а длина другого — в 2 раза меньше длины данного.
- 2. Математическое выражение и его значение
- 3. Решение задач на основе составления уравнения
- 1. Запиши уравнения и реши их:
- 2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?
- 2. Дроби (доли) в 3 классе
- 3. Дроби в 4 классе
- 2) Найдем, сколько сантиметров в четырех пятых долях отрезка:
- 4. Дроби величин
- 6 Листов составляют половину тетради. Сколько всего листов в тетради?
- 2. Подготовительная работа к обучению детей решению задач
- 3. Знакомство с простой задачей
- 4. Семантический анализ текста задачи
- Лекция 20. Методика обучения решению задач
- 1. Общие вопросы методики обучения решению задач
- 2. Методика работы с простыми задачами
- 3. Приемы знакомства с составной задачей
- 4. Задача в контексте урока
- Лекция 21. Использование приема моделирования при обучении решению задач
- 1. Моделирование как обобщенный прием работы над задачей
- 2. Приемы моделирования при обучении решению простых задач
- 3. Схематическое моделирование при обучении решению составных задач
- 4. Обучение детей использованию схемы в виде отрезков при решении задач
- 5. Моделирование при обучении решению задач на движение
- 6. Влияние графического моделирования на формирование умения решать задачи разными способами
- Глава 9 Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе Лекция 22. Подготовка учителя к уроку математики в начальных классах
- 1. Краткий анализ наиболее известных теорий обучения
- 2. Организация урока математики в начальных классах
- 3. Классификация учебных заданий
- 4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
- 5. Методический анализ урока математики в начальных классах
- Методика системного анализа и оценки эффективности проведенного урока
- 2. Сохранение и развитие математических способностей младшего школьника как методическая проблема
- 3. Проблема обучения математике в классах коррекционно-развивающего обучения (кро)
- Литература