4. Задача в контексте урока
Задача может играть различную роль в контексте урока, в зависимости от его цели. Если цель урока — формирование каких-то вычислительных умений или геометрических знаний, то такой урок может проходить вообще без задач. Задача может играть вспомогательную роль, например, при работе с величинами или дробями и т. п. Однако задача может занимать и центральное место в уроке, особенно если учитель хочет реализовать в этом уроке полную схему работы (все этапы работы) над задачей. Приведем пример такой организации урока, когда задача нового вида занимает в уроке центральное место с реализацией всех этапов работы над задачей в классическом варианте.
Магазин продал за день 24 кг вишневого варенья и 40 кг малинового, причем малинового варенья было продано на 8 банок больше, чем вишневого. Сколько банок варенья каждого сорта было продано за день, если все банки были одинаковы по массе?
Данную задачу учащиеся могут решить в 4 классе, где по программе предусмотрено рассмотрение зависимостей между тремя величинами (общая масса, масса одного предмета, количество предметов). Данную задачу называют задачей на нахождение неизвестного по двум разностям.
l.Ha подготовительном этапе полезно дать задание такого вида:
Масса одной ... (кг) | Всего... (шт.) | Общая масса…(кг) |
5 | ? | 20 |
? | 8 | ? |
Меняя данные в таблице (и соответственно) тексты заданий, вспоминаем возможности использования свойств прямой пропорциональности.
При этом можно предложить учащимся такие вопросы:
— Дети собирали макулатуру и связывали ее в пачки по 5 кг. Сколько было пачек, если им дали талон на 20 кг?
— Если пачек было 8 (10, 6) сколько было макулатуры?
— Если бы пачки были разного веса, можно было бы ответить на эти вопросы? (Нет, так как при разном весе пачек мы не могли бы пользоваться данным 5 кг.)
Таблицу продолжаем следующим образом:
Масса одной ... (кг) | Всего... (шт.) | Общая масса... (кг) |
5 | ? | 20 |
? " | ? | 30 |
? | ? на 2 больше | ? |
Вопросы учителя:
— В каком случае количество пачек больше? Почему?
— Можно ли найти, на сколько пачек больше собрано во 2 классе? Как это сделать?
— Можно ли узнать, сколько макулатуры собрал 3 класс?
— Как это сделать, если про него почти ничего не известно? Какие данные можно взять за основу? (Массу одной пачки и количество макулатуры] собранное 2 классом. Или можно узнать сколько пачек макулатуры собрал 3 класс, так как мы знаем, что их па 2 пачки больше, чем во втором... и т. д. полезно рассмотреть все варианты.)
После такой подготовительной работы, задачу после ее чтения и разбора текста можно дать на самостоятельное решение.
2. Для разбора текста (после чтения задачи) используется метод беседы.
Педагог задает вопросы:
— Сколько продали вишневого даренья?
— Сколько малинового?
— Какого варенья было больше? Сколько банок вишневого варенья продали? (Неизвестно.) А малинового? (Неизвестно.) Что сказано о количестве банок того и другого варенья? (Малинового на 8 банок больше, чем вишневого.) Что известно о емкости банок? (Банки были одинаковые, их емкость неизвестна.)
В процессе разбора текста на доске заполняется таблица:
Масса 1 банки | Всего банок | Масса варенья | |
? |
| ? | 24 кг |
? одинаково |
| ? на 8 банок больше, чем | 40 кг |
3. Анализ задачи:
Если проводить анализ с опорой на таблицу, то следует выбрать путь «от данных» (синтетический):
— Что можно узнать, зная, что вишневого варенья продано 24 кг, а малинового — 40 кг? (На сколько малинового продали больше.)
40 - 24 = 16 (кг)
— Что известно из условия о количестве банок малинового варенья? (Их на 8 больше.)
— Сколько весят 8 банок? (16 кг)
— Что можно узнать из этих данных? (Массу одной банки с вареньем. )
16:8 = 2 (кг)
— Что можно узнать, если известно, что продано 24 кг варенья в банках по 2 кг в каждой? (Количество банок.)
24:2 = 12(6.)
— Что можно узнать, если известно, что малинового варенья продано на 8 банок больше? (Количество банок.)
12 + 8 = 20 (б.)
Разбор «от вопроса» (аналитический) выглядит так:
— Что нужно знать, чтобы определить, сколько банок вишневого (или малинового) варенья продано? (Сколько варенья продано всего и массу одной банки.)
— Известно, сколько продано вишневого (и малинового) варенья? (Известно: 24 кг, 40 кг.)
— Известна масса банки? (Нет.)
— Что нужно знать, чтобы определить массу одной банки? (Массу определенного количества банок.)
— Знаем мы что-нибудь о количестве банок? (Знаем, что малинового было на 8 банок больше, чем вишневого.)
— Известна масса этих банок? (Нет.)
— Что нужно знать, чтобы узнать массу 8 банок? (Нужно знать, на сколько малинового варенья продали больше, чем вишневого.)
— Знаем мы сколько продано того и другого варенья? (Да, 24 кг и 40 кг.)
— Сколько весят 8 банок? (40 - 24 = 16 кг)
— Сколько весит одна банка? (16 :8 = 2 кг)
— Сколько вишневого (малинового) варенья продали? (24 :2 -- 12 (б.) 40:2 -20 (б.))
Как видим, путь «от данных» короче и позволяет использовать таблицу, как внешнюю опору для разбора и поиска путей решения.
4. Запись решения в данной задаче выполняется по действиям. (Выражение получается слишком сложного вида, записывать
его не стоит.)
1) 40 - 24 = 16 (кг) 1) 40 - 24 = 16 (кг)
2) 16:8 = 2 (кг) или 2) 16 : 8 = 2 (кг)
3)24:2 = 12(6.) 3)24:2= 12(6.)
4)40:2 = 20(6.) 4) 12 + 8 = 20(6.)
5. Проверку решения при первом варианте записи решения можно сделать, соотнеся два полученных в решении данных 20 б. и 12 б. с данным условия «на 8 банок больше»: 20 - 12 = 8 (б.).
В общем случае данную задачу полезно проверить путем составления и решения обратной задачи. Для этого используют ту же таблицу, продолжая ее дальше, и используя прием замены известных данных на неизвестные, а неизвестных на новые данные, найденные в процессе решения прямой задачи.
Масса 1 банки | Всего банок | Масса варенья |
? | ? | 24 кг |
? одинаково | ? на 8 банок больше, чем | 40 кг |
? | 12 6. | 24 кг |
? одинаково | ? на 8 банок больше | ? |
? | ? на 8 банок меньше | ? |
? одинаково | 20 6. | 40 кг |
6. Работа над задачей после ее решения будет заключаться либо в составлении и решении обратных задач (пункт 5), либо в работе по формированию понятия о прямой пропорциональности.
Эта работа проводится путем изменения данных в условии. Например, учитель может спросить:
— Что изменится в задаче, если вместо «на 8 больше» будет стоять «на 2 банки больше»? (Увеличится масса одной банки, уменьшится количество банок.)
— Могли бы мы решить задачу, если бы банки были разной массы?
— Что нужно было бы изменить в условии, если вместо 24 кг мы поставили бы 48 кг? (Следовало бы изменить и второе данное — вместо 40 кг взять число больше 48 кг, так как малинового варенья было больше.)
Подобная полная работа над задачей является крайне полезной с точки зрения формирования общих умений решать задачи и ее следует проводить хотя бы 1—2 раза в неделю.
При решении одной задачи при таком подходе деятельность учащихся является максимально разнообразной (решение подготовительных простых задач, решение прямой и обратных задач, проверка, варьирование данных, работа над понятием прямой пропорциональности, исследование области решений). Поэтому такая работа будет давать более высокие результаты, чем решение нескольких однотипных задач без подобного углубления.
- Методика обучения математике в начальной школе
- Оглавление
- Глава 1. Общие вопросы методики преподавания
- Глава 2. Изучение чисел в начальной школе.......................................................................48
- Глава 3. Изучение арифметических действий
- Лекция 2. Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе
- 1. Методика обучения математике младших школьников как учебный предмет
- 2. Методика обучения математике младших школьников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности
- Лекция 3. Традиционная и альтернативные системы обучения математике младших школьников
- 1. Краткий обзор систем обучения
- 2. Содержание обязательного минимума образования по математике в начальной школе
- Обязательный минимум содержания образования
- 3. Распределение по годам обучения программного материала по математике в альтернативных системах
- Распределение программного материала по математике в системе л.В. Занкова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе в. В. Давыдова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «гармония»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «Школа 2100»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «начальная школа XXI века»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Лекция 4. Психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников
- 2. Однозначные числа
- 3. Порядок следования чисел в ряду
- 4. Состав однозначных чисел
- 5. Число 0
- 6. Сравнение чисел
- 7. Число 10
- Лекция 6. Разряды числа
- 1. Числа второго десятка (двадцаток)
- 2. Числа первой сотни
- 3. Числа первой тысячи
- 5. Системы счисления
- 2. Вычислительные приемы для чисел первого десятка
- 3. Вычислительные приемы для чисел второго десятка
- Лекция 8. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой сотни
- 1. Используемые математические законы и правила
- 2. Способы устных вычислений
- Заполни пустые окошки в равенствах по образцу:
- 2. Найди значения выражений в каждом столбике, используя первый ответ:
- 3. Вычисли, используя разложение целого числа, заданное схемой:
- 11. Найди и исправь ошибку:
- 3. Способы письменных вычислений (в столбик)
- Лекция 9. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой тысячи и многозначных чисел
- 1. Вычислительные приемы для чисел первой тысячи
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых сотен
- 3. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах тысячи
- 4. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100
- 2. Вычислительные приемы для многозначных чисел
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых тысяч
- 3. Сложение и вычитание целых тысяч на основе правил арифметических действий
- Лекция 10. Умножение
- 1. Смысл действия умножения
- 1) Произведение делят на множитель.
- 2) Сравнивают полученный результат с другим множителем. Если эти числа равны, умножение выполнено верно.
- 2. Табличное умножение
- 3. Приемы запоминания таблицы умножения
- 1. Прием счета двойками, тройками, пятерками
- 2. Прием последовательного сложения
- 3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)
- 4. Прием взаимосвязанной пары: 2 • 6 6-2 (перестановка множителей)
- 5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя
- 6. Прием «порции»
- 7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного
- 8. Прием внешней опоры
- 9. Прием запоминания таблицы «с конца»
- 10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения
- 11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения
- Лекция 11. Деление
- 1. Смысл действия деления
- 2. Табличное деление
- 3. Приемы запоминания таблицы деления
- 1. Прием, связанный со смыслом действия деления
- 2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления
- Лекция 12. Особые случаи умножения и деления
- 1. Умножение и деление с 0 и 1
- 2. Внетабличное умножение и деление в пределах 100
- 2) Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель:
- 3) Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель:
- 1. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем:
- 2. Прием умножения двузначного числа на однозначное: 23 • 4; 4-23
- 3. Прием деления двузначного числа на однозначное: 48:3; 48:2
- 4. Прием деления двузначного числа на двузначное: 68 :17
- 1) Если есть скобки, выполняю первым действие, записанное в скобках.
- 2) Выполняю по порядку умножение и деление.
- 3) Выполняю по порядку сложение и вычитание.
- 3. Деление с остатком
- 17 Карандашей разложили в три коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
- 3. Найдите делимое в примерах:
- 4. Найдите делители в примерах:
- Лекция 13 Письменное умножение и деление
- 1. Умножение в столбик
- 2. Деление в столбик
- 100(Остаток)
- Лекция 14 Приемы рациональных вычислений в начальных классах
- 2. Длина
- 3. Масса и емкость
- 4. Площадь
- 1. Первый урок продолжается 45 мин, а перемена — 10 мин. Сколько минут проходит от начала первого урока и до начала второго?
- 2. В году 3 месяца летние: июнь, в котором 30 дней, июль и август, в которых по 31 дню. Сколько летних дней в году? Используя календарь, составь и реши похожие задачи про осень, зиму и весну.
- 6. Скорость
- 7. Действия с именованными числами
- 2. Геометрические понятия в начальной школе
- 3. Задания на измерение и вычисление
- 3. Начерти несколько ломаных из двух звеньев так, чтобы длина каждой ломаной была равна 11 см.
- 1. Измерь стороны треугольника омк(в миллиметрах) и узнай, на сколько миллиметров сумма длин отрезков оKи ом больше длины отрезка км.
- 2. Начерти отрезок ab длиной 60 мм. Отметь на нем точку с так, чтобы длина отрезка aс была равна 15 мм. Узнай длину отрезка св, не измеряя его.
- 3. Вычисли периметры многоугольников в сантиметрах.
- 3. Начерти два отрезка. Длина первого 8 см. Это в 2 раза больше длины второго отрезка. На сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго?
- 4. Вырежи квадрат со стороной 8 см. Раздели его перегибанием на 4 равных треугольника и найди площадь каждого из них.
- 6. Найди диаметр большего круга, если радиус меньшего равен 1 см.
- 7. Начерти любую окружность. Проведи в ней два любых диаметра, соедини их концы отрезками и найди площадь полученного прямоугольника.
- 4. Задания на построение
- 1. Начерти в тетради ломаную, состоящую из четырех звеньев. Сколько вершин у этой ломаной?
- 2. Вырежи из приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку (по рисунку, данному в учебнике).
- 1. Проведи прямую, отметь на ней 3 точки. Сколько всего отрезков получилось?
- 2. Начерти и дополни до прямоугольника:
- 4. Сложи из треугольников нарисованные фигуры (по рисунку в учебнике).
- 1. Начерти два отрезка так, чтобы длина одного была в два раза больше длины данного отрезка, а длина другого — в 2 раза меньше длины данного.
- 2. Математическое выражение и его значение
- 3. Решение задач на основе составления уравнения
- 1. Запиши уравнения и реши их:
- 2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?
- 2. Дроби (доли) в 3 классе
- 3. Дроби в 4 классе
- 2) Найдем, сколько сантиметров в четырех пятых долях отрезка:
- 4. Дроби величин
- 6 Листов составляют половину тетради. Сколько всего листов в тетради?
- 2. Подготовительная работа к обучению детей решению задач
- 3. Знакомство с простой задачей
- 4. Семантический анализ текста задачи
- Лекция 20. Методика обучения решению задач
- 1. Общие вопросы методики обучения решению задач
- 2. Методика работы с простыми задачами
- 3. Приемы знакомства с составной задачей
- 4. Задача в контексте урока
- Лекция 21. Использование приема моделирования при обучении решению задач
- 1. Моделирование как обобщенный прием работы над задачей
- 2. Приемы моделирования при обучении решению простых задач
- 3. Схематическое моделирование при обучении решению составных задач
- 4. Обучение детей использованию схемы в виде отрезков при решении задач
- 5. Моделирование при обучении решению задач на движение
- 6. Влияние графического моделирования на формирование умения решать задачи разными способами
- Глава 9 Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе Лекция 22. Подготовка учителя к уроку математики в начальных классах
- 1. Краткий анализ наиболее известных теорий обучения
- 2. Организация урока математики в начальных классах
- 3. Классификация учебных заданий
- 4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
- 5. Методический анализ урока математики в начальных классах
- Методика системного анализа и оценки эффективности проведенного урока
- 2. Сохранение и развитие математических способностей младшего школьника как методическая проблема
- 3. Проблема обучения математике в классах коррекционно-развивающего обучения (кро)
- Литература