logo

3. Задания на измерение и вычисление

Задания на измерение и вычисление являются основными видами заданий, построенных на геометрическом содержании. Цель этих заданий — формирование у ребенка измерительных умений и навыков, применение имеющихся вычислительных умений к заданиям практического характера.

Рассмотрим виды заданий на измерение и вычисление по годам обучения.

1 класс

1. Сравни длину полосок с помощью одинаковых мерок.

Выполнение

Заданную мерку ребенок укладывает по длине каждого отрезка, считая их. Если отрезок содержит большее количество мерок, значит он длиннее.

2. Найди равные и неравные отрезки.

Выполнение:

Используя данную мерную полоску, ребенок прикладывает ее к каждому отрезку, отмечая количество уложившихся мерок. Равные отрезки содержат равное количество мерок.

3. Саша начертил отрезок длиной б см. Аня продолжила этот отрезок на 1 см. Какой длины получился отрезок? Начерти его.

Выполнение: Ребенок чертит по линейке отрезок длиной 6 см. Затем продолжает его на 1 см и измеряет весь получившийся отрезок (7 см).

4. Узнай длину этих отрезков в сантиметрах. Начерти в тетради отрезки такой же длины.

Выполнение:

Каждый отрезок измеряется с помощью линейки. В тетради ребенок чертит отрезки такой же длины (столько же сантиметров).

5. Чему равна длина каждой стороны треугольника и каждой стороны квадрата?

Выполнение:

Зная свойство квадрата, ребенок измеряет длину только одной стороны. Остальные стороны имеют такую же длину.

Стороны треугольника можно сначала сравнить с помощью циркуля — они равны (треугольник равносторонний), значит, можно измерить только одну сторону — остальные стороны имеют такую же длину.

6. На сколько сантиметров длина одного отрезка больше длины другого?

Выполнение:

Возможны два способа выполнения:

1. Длина каждого отрезка измеряется и вычисляется разница длин в сантиметрах.

2. С помощью циркуля меньший отрезок откладывается на большем, а затем разница длин измеряется.

7. Измерь длину и ширину обложки учебника в сантиметрах. Сколько это дециметров и сантиметров?

Выполнение:

Линейные размеры учебника измеряются линейкой в сантиметрах, а затем сантиметры выражаются в дециметрах и сантиметрах, например:

21 см = 2 дм 1 см

8. Начерти в тетради такую ломаную. Узнай длину каждого звена ломаной и найди сумму длин всех ее звеньев.

Выполнение:

Рисунок ломаной дан в учебнике на клетчатой поверхности. Используя подсчет клеточек, ребенок копирует рисунок в тетрадь. Затем измеряет длину каждого звена и вычисляет их сумму.

2 класс

1. Начерти отрезок длиной 10 см. Поставь на нем точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 см. Узнай длину второго отрезка/Сравни длины полученных отрезков.

15-2681

225

Выполнение:

Ребенок чертит отрезок длиной 10 см. От любого края отмеряет 4 см и ставит точку — получился отрезок длиной 4 см. Измеряет длину второго отрезка — 6 см (или вычисляет ее: 10 см - 4 см = 6 см). Разницу длин находит вычислением: 6 см - 4 см = 2 см.

2. Начерти прямоугольник со сторонами 1 см и б см. Проведи в нем один отрезок, чтобы получился квадрат.

Выполнение:

Ребенок чертит прямоугольник со сторонами 1 см и 6 см.

Для получения квадрата необходимо использовать одну из сторон прямоугольника — это сторона длиной 1 см, поскольку у квадрата все стороны имеют равные длины, значит, выделить квадрат со стороной 6 см нельзя. Поэтому нужно выделять квадрат со стороной 1 см. Откладываем от любого края 1 см и проводим вертикальный отрезок, следя за тем, чтобы он пересек стороны прямоугольника под прямым углом.