logo

1. Вычислительные приемы для чисел первой тысячи

Используемые математические законы и правила

В концентре «Тысяча» изучаются устные и письменные приемы вычислений. В основе формирования вычислительной деятельности ребенка в пределах первой тысячи лежат следующие закономерности, законы и правила арифметических действий:

1. Принцип построения натурального ряда используется для случаев, позволяющих опираться на прием присчитывания и отсчитывания по 1:

655 + 1 999 + 1 760- 1 500-1

2. Разрядный и десятичный состав трехзначных чисел является основой для выполнения действий сложения и вычитания целыми разрядами:

340-40 340-300 600 + 50 430 + 6 234-34

3. Правила арифметических действий, с которыми дети знакомились в концентре «Сотня»:

а) перестановка слагаемых: 7 + 345 = 345 + 7

б) группировка слагаемых: 235 + 56 + 15 = 235 + 15 + 56

в) правило прибавления числа к сумме:

340+20=360

/\ \

300 40 - 60

\ /

360

г) правило прибавления суммы к числу: 360 + 48 = 408

40 8

400

79

д) правило прибавления суммы к сумме является основой письменного алгоритма вычислений, активно используемого при вычислениях в пределах первой тысячи: сотни складываем с сотнями, десятки складываем с десятками, единицы — с единицами.

е) соответствующие правила используются для вычитания: вычитание числа из суммы, вычитание суммы из числа, вычитание суммы из суммы.

В методике изучения устных и письменных приемов вычислений в первой тысяче много сходного с методикой работы над аналогичной темой в концентре «Сотня».

Способы устных вычислений

Устные приемы сложения и вычитания в пределах первой тысячи изучаются в третьем классе четырехлетней начальной школы в следующем порядке: