logo

3. Знакомство с простой задачей

Различные учебники знакомят детей с простой задачей в разное время: традиционный учебник системы 1—4 в прежнем издании вводил задачу в декабре 1 класса, отводя на подготовительный период 3 месяца. В другом издании (2001) задачи с рисованными данными появляются впервые на с. 45, т. е. примерно в ноябре, хотя непосредственно заголовок «Задача» появляется на с. 80, почти через месяц. В учебнике Л.Г. Петерсон задача также появляется в декабре 1 класса, а вот в новых вариантах учебников И.И. Аргинской и Н.Б. Истоминой в 1 классе дети с задачей не знакомятся, это знакомство отложено до 2 класса, тем самым подготовительной работе отводится весь первый год обучения ребенка в школе.

В зависимости от характера и качества подготовительной работы, знакомство с задачей может происходить различными способами. Например, педагог может выбрать объяснительно-иллюстративный метод с опорой на учебник.

Используя рисунок в учебнике («Математика 1». 2001. С. 45) педагог предлагает текст:

На столе стояли 3 банки варенья. Карлсон поставил на стол еще 1 банку. Сколько банок стало на столе?

Схематически события на рисунках выглядят так:

Учитель: То, что я вам сейчас рассказала — это задача. Задачу можно разделить на две части: условие и вопрос. Послушайте условие (читает). Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Учащиеся: 3 + 1-4.)

Это запись решения. Какое число мы получили? (Учащиеся: «4».)

4 банки варенья стоят на столе. Это ответ задачи.

Педагог показывает, как записать решение и ответ задачи.

Аналогичная работа проводится со второй картинкой в учебнике (4 - 1 = 3).

Рисованные данные в этой задаче позволяют получить ответ пересчетом, поэтому выделять как особую проблему выбор действия не имеет смысла. В приведенном фрагменте учитель знакомит детей с новым понятием и способом его оформления. В дальнейшем в учебнике регулярно встречаются задания такого вида (задачи с рисованными данными), позволяющие тренировать детей в употреблении соответствующей лексики (задача, условие, вопрос, данные, искомое) и способа оформления (запись решения и ответа). При этом опора на рисованные данные не требует размышления над выбором действия.

Приведем другой вариант знакомства детей с задачей (Н.Б. Истомина, 1986):

Учитель: Послушайте внимательно мое задание: У Коли было 7 марок. (Учащиеся выкладывают на наборном полотне 7 марок.) 2 марки Коля подарил товарищу. Покажите марки, которые остались у Коли. (Ученик подходит к доске, снимает 2 марки и говорит, что это те марки, которые остались у Коли.) Сколько же марок осталось у Коли? (Учащиеся пересчитывают оставшиеся марки и отвечают на вопрос.)

А теперь выполним другое задание. (На доске, на фланелеграфе дерево, на котором растут сливы: 12—15 шт.) Коля сорвал 6 слив. Нина сорвала 2 сливы. доске вызывается мальчик, он срывает сливы и кладет в корзинку.) Все сорванные сливы мы положили в корзинку, но пересчитать мы их не можем, поэтому Нужно подумать, что нужно сделать: прибавить или вычесть, чтобы найти те сливы, которые сорвали Коля и Нина вместе. (Учащиеся: Нужно прибавить.)

Любая задача содержит вопрос и условие. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно выполнить действие сложение или вычитание, а для этого нужно хорошо представить ту ситуацию, которая рассматривается в задаче.

Послушайте еще одну задачу: У Коли было 7 марок. (Показывается конверт, на котором написана цифра 7.) 2 марки он подарил другу. (Из конверта вынимается 2 марки.) Покажите марки, которые остались у Коли. (Учащиеся: Эти марки находятся в конверте, и мы не знаем, сколько их.)

А что в задаче известно? Какое действие нужно выполнить, чтобы получить марки, которые остались у Коли? (Учащиеся: Отнять от семи два.) Записывается решение и ответ.

В этом фрагменте работа с учебником заменена на работу с фланелеграфом, позволяющую использовать прием «скрытая наглядность». При таком подходе внимание детей фиксируется на том, что для ответа на вопрос задачи следует выбрать соответствующее действие и выполнить его. После получения ответа, наглядность может быть сосчитана, что позволяет проверить правильность полученного ответа.