logo

3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)

Данный прием является вторым основным приемом получения результатов табличного умножения. Используется в том случае, если ребенок смог выучить хотя бы несколько случаев из каждой таблицы. Это могут быть 3—4 первых самых легких случая, или 2—3 наиболее запоминающихся случая.

Так, приведенный выше случай 6 • 7 является одним из наиболее плохо запоминающихся случаев. В то же время случаи 6 • 6 и 6 • 8 наиболее легко запоминаются из этой таблицы. Запомнив результат 6 • 6 = 36, ребенок может использовать прием прибавления 6 к предыдущему результату для получения значения случая 6 • 7. Запомнив случай 6 • 8, ребенок использует прием вычитания 6 из его результата. Для осознанного применения этого приема необходимо хорошее понимание смысла действия умножения и смысла каждого множителя в записи действия умножения: чтобы получить 6 • 6 надо по 6 взять шесть раз, значит, чтобы получить 6 • 7 надо по 6 взять семь раз, т. е. 6 • 7 = 6 • 6 + 6 = 36 + 6 = 42 или 6 • 7 = = 6 • 8 - 6 = 48 - 6 = 42.

Кроме того, необходимо уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 в уме.