4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
Педагог, независимо от программы, учебных пособий и особенностей класса, может ориентироваться на общий способ деятельности, который позволит ему обдумать и выстроить логику урока. Общий способ деятельности, связанный с планированием занятия, можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
1: Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулировать его математическое содержание и обозначить тему урока (т. е. то, что он запишет в журнал).
2. Что я сам о них знаю?
Данный вопрос обязателен, поскольку педагог должен достаточно четко представлять себе разницу между действительным полным и научным содержанием понятия и тем объемом этого содержания, которое он собирается донести до детей. Если педагог недостаточно полно представляет себе содержание этого математического понятия, следует обратиться к соответствующим учебным пособиям. Данный совет не является чем-то обидным для учителя начальных классов, поскольку ряд альтернативных учебников математики включает в предлагаемое детям содержание не только материал, традиционно изучавшийся ранее в средней школе, но и такой материал, который не изучается в средней школе (элементы теории множеств и теории алгоритмов в учебнике Л. Г. Петерсон, элементы формальной логики в учебнике В.Н. Рудницкой, сложные уравнения и системы неравенств в учебнике И.И. Аргинской).
3. Что из своих знаний я могу донести до детей этого возраста (моего класса)? Знакомство с каким понятием, свойством или способом действий является целью моего урока? (Какова математическая задача урока?)
Ответ на этот вопрос поможет педагогу четко сформулировать методическую цель урока.
4. С какими из понятий дети знакомятся впервые ? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?
Для ответа на этот вопрос следует изучить те задания, которые дети выполняли в процессе знакомства и при закреплении этих понятий и способов действий. Это даст педагогу возможность выстроить систему заданий, актуализирующую знания детей.
5. Какова главная дидактическая задача урока? (Обучающая, развивающая, контролирующая?)
6. Как можно организовать продуктивную развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение?
Ответ на этот вопрос состоит в непосредственном отборе и составлении заданий, и выстраивании их в систему: сначала я дам такое задание — его результат даст мне то-то, затем его продолжит такое задание — его результат даст мне то-то, а затем можно предложить это и это на выбор по желанию....
Суть такого подбора заключается не в разнообразии подбираемых заданий, в их целесообразности для формирования конкретных математических представлений детей. Например, если речь идет о знакомстве с новым вычислительным приемом, то целесообразным будет такой подбор заданий, который актуализирует знания детей об уже знакомых вычислительных действиях, лежащих в основе данного приема, и показывающий их «соединение» в новый вычислительный прием. При решении задачи целесообразным будет подбор заданий, который подготовит детей к правильному восприятию смысла действий в задаче, правильному восприятию ее «событийного ряда» (подскажет аналогию). На первый взгляд, данное положение кажется самоочевидным; но далеко не каждый учитель умеет правильно выявить все те знания, которые лежат в основе вычислительного приема или трудной задачи, отсюда и следуют такие, казалось бы, парадоксальные ситуации, когда учитель жалуется, что «при подготовке к контрольной решили пять задач этого типа, а на контрольной опять ошибки!» Такая ситуация закономерна, если дети не понимают смысла того, что. они делают, не осознают структуру задачи, а ориентируются на знакомые речевые формы при выборе действия («улетели», значит, отнимаем; «в два раза больше» — значит, умножаем и т. п.) Осознание же ребенком смысла и сути нового материала возможно, только если система заданий, выстроенная учителем на уроке отражает эту суть, а не внешние атрибуты нового знания.
7. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения?
Ответ на этот вопрос после выстраивания «канвы» урока, позволит педагогу заранее принять меры по предупреждению ошибок и усвоения неверного способа действия. По крайней мере, педагог будет готов к появлению ошибок и заранее продумает меры их устранения. Опытные педагоги не боятся использовать ситуацию «нечаянной ошибки» как обучающую — в этом случае педагог намеренно допускает ошибки и побуждает детей найти их и исправить. Для формирования у себя умения предугадывать трудности и ошибки детей, полезно при отборе заданий заранее обозначить в конспекте предполагаемые ответы детей, причем постараться предусмотреть разные варианты. Тогда даже самые неожиданные ответы детей не поставят педагога в тупик.
8. Какие формы организации деятельности детей я использую на уроке?
Педагог определяет, как пройдет урок: будет ли это фронтальная работа со всем классом, или можно применить групповой метод, объединяя несколько детей в рабочую группу; или использовать парную работу и кого с кем объединить в пару; и кому из детей обязательно надо предусмотреть индивидуальное задание. Важно заранее спланировать как совмещать результаты групповой работы для достижения цели занятия, как включать в деятельность детей, требующих индивидуального внимания.
9. Какие наглядные пособия и раздаточный материал я подготовлю к уроку? С какими буду работать я, с какими предложу выполнить задание детям, что раздам всему классу и когда это сделаю?
Список вопросов для подготовки к уроку единый, иерархия вопросов постоянна, а вот ответы педагога самому себе, безусловно, будут отличаться «поправкой» на программу, возраст детей, индивидуальные особенности детей в классе, общую особенность класса (например, класс коррекционного обучения детей с задержкой развития не «выпадает» из этой структуры, но он накладывает специфические особенности на ответы педагога на поставленные вопросы). Следует учитывать и индивидуальные особенности самого педагога — один прекрасно рисует и будет рисовать нужные картинки сразу на доске на глазах детей; другой прекрасно перевоплощается и будет активно использовать драматизацию (ролевую игру); третий предпочитает деловую обстановку на уроке, его дети к этому уже привыкли и с удовольствием работают без особых «украшательств» урока, получая удовлетворение от самостоятельного решения интеллектуальных задач.
Ориентируясь на данные вопросы, начинающий педагог сможет научиться планировать содержательные, выстроенные в определенной логике уроки, и его деятельность, направленная на развитие детей в процессе математической подготовки, будет осознанной, обоснованной и творческой. В этом плане, следует несколько слов сказать об импровизации, как методическом умении педагога-мастера.
Планируя и разрабатывая урок, педагог старается предусмотреть любые случайности, однако возможны ситуации появления действительно непредвиденных проблем. Допустим, педагог при проведении урока вдруг осознал, что выбрал неверную аналогию, неудачно выразился, или почувствовал, что выбранный путь неверен, потому что дети не понимают и не принимают его логики. В такой ситуации некоторые педагоги считают своим долгом «железной рукой» довести урок до конца по намеченному пути, невзирая ни на какие препятствия. Такая позиция обычно характеризует авторитарный педагогический стиль обучения и воспитания. Гуманистическая педагогическая позиция, характеризующая педагогику сотрудничества, предпочитает более «мягкие» способы организации взаимодействия педагога и ребенка на уроке. В подобной ситуации более разумным с методической и педагогической позиции было бы кардинальное изменение плана урока прямо на ходу в соответствии с возникшими обстоятельствами. Однако такое кардинальное изменение плана и «резкая» перестройка структуры урока требует от педагога очень высокого уровня мастерства (педагог-мастер даже свои собственные ошибки, вовремя осознанные, умеет обращать на пользу урока так, что потом при его разборе присутствующие коллеги полагают, что все это было задумано заранее). При отсутствии такого уровня мастерства, молодому педагогу лучше просто опустить ту часть своего плана, которая «не пошла». Пропустите и идите дальше, именно на такой случай всегда следует предусмотреть «резерв» — 2—3 запасных задания, которые можно использовать в качестве дополнительных к теме урока. Приучив себя к тому, что у Вас всегда есть резервные задания «на крайний случай», Вы поймете, что импровизация на уроке — это на самом деле умелое использование заранее предусмотренного запаса.
- Методика обучения математике в начальной школе
- Оглавление
- Глава 1. Общие вопросы методики преподавания
- Глава 2. Изучение чисел в начальной школе.......................................................................48
- Глава 3. Изучение арифметических действий
- Лекция 2. Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе
- 1. Методика обучения математике младших школьников как учебный предмет
- 2. Методика обучения математике младших школьников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности
- Лекция 3. Традиционная и альтернативные системы обучения математике младших школьников
- 1. Краткий обзор систем обучения
- 2. Содержание обязательного минимума образования по математике в начальной школе
- Обязательный минимум содержания образования
- 3. Распределение по годам обучения программного материала по математике в альтернативных системах
- Распределение программного материала по математике в системе л.В. Занкова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе в. В. Давыдова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «гармония»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «Школа 2100»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «начальная школа XXI века»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Лекция 4. Психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников
- 2. Однозначные числа
- 3. Порядок следования чисел в ряду
- 4. Состав однозначных чисел
- 5. Число 0
- 6. Сравнение чисел
- 7. Число 10
- Лекция 6. Разряды числа
- 1. Числа второго десятка (двадцаток)
- 2. Числа первой сотни
- 3. Числа первой тысячи
- 5. Системы счисления
- 2. Вычислительные приемы для чисел первого десятка
- 3. Вычислительные приемы для чисел второго десятка
- Лекция 8. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой сотни
- 1. Используемые математические законы и правила
- 2. Способы устных вычислений
- Заполни пустые окошки в равенствах по образцу:
- 2. Найди значения выражений в каждом столбике, используя первый ответ:
- 3. Вычисли, используя разложение целого числа, заданное схемой:
- 11. Найди и исправь ошибку:
- 3. Способы письменных вычислений (в столбик)
- Лекция 9. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой тысячи и многозначных чисел
- 1. Вычислительные приемы для чисел первой тысячи
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых сотен
- 3. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах тысячи
- 4. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100
- 2. Вычислительные приемы для многозначных чисел
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых тысяч
- 3. Сложение и вычитание целых тысяч на основе правил арифметических действий
- Лекция 10. Умножение
- 1. Смысл действия умножения
- 1) Произведение делят на множитель.
- 2) Сравнивают полученный результат с другим множителем. Если эти числа равны, умножение выполнено верно.
- 2. Табличное умножение
- 3. Приемы запоминания таблицы умножения
- 1. Прием счета двойками, тройками, пятерками
- 2. Прием последовательного сложения
- 3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)
- 4. Прием взаимосвязанной пары: 2 • 6 6-2 (перестановка множителей)
- 5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя
- 6. Прием «порции»
- 7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного
- 8. Прием внешней опоры
- 9. Прием запоминания таблицы «с конца»
- 10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения
- 11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения
- Лекция 11. Деление
- 1. Смысл действия деления
- 2. Табличное деление
- 3. Приемы запоминания таблицы деления
- 1. Прием, связанный со смыслом действия деления
- 2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления
- Лекция 12. Особые случаи умножения и деления
- 1. Умножение и деление с 0 и 1
- 2. Внетабличное умножение и деление в пределах 100
- 2) Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель:
- 3) Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель:
- 1. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем:
- 2. Прием умножения двузначного числа на однозначное: 23 • 4; 4-23
- 3. Прием деления двузначного числа на однозначное: 48:3; 48:2
- 4. Прием деления двузначного числа на двузначное: 68 :17
- 1) Если есть скобки, выполняю первым действие, записанное в скобках.
- 2) Выполняю по порядку умножение и деление.
- 3) Выполняю по порядку сложение и вычитание.
- 3. Деление с остатком
- 17 Карандашей разложили в три коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
- 3. Найдите делимое в примерах:
- 4. Найдите делители в примерах:
- Лекция 13 Письменное умножение и деление
- 1. Умножение в столбик
- 2. Деление в столбик
- 100(Остаток)
- Лекция 14 Приемы рациональных вычислений в начальных классах
- 2. Длина
- 3. Масса и емкость
- 4. Площадь
- 1. Первый урок продолжается 45 мин, а перемена — 10 мин. Сколько минут проходит от начала первого урока и до начала второго?
- 2. В году 3 месяца летние: июнь, в котором 30 дней, июль и август, в которых по 31 дню. Сколько летних дней в году? Используя календарь, составь и реши похожие задачи про осень, зиму и весну.
- 6. Скорость
- 7. Действия с именованными числами
- 2. Геометрические понятия в начальной школе
- 3. Задания на измерение и вычисление
- 3. Начерти несколько ломаных из двух звеньев так, чтобы длина каждой ломаной была равна 11 см.
- 1. Измерь стороны треугольника омк(в миллиметрах) и узнай, на сколько миллиметров сумма длин отрезков оKи ом больше длины отрезка км.
- 2. Начерти отрезок ab длиной 60 мм. Отметь на нем точку с так, чтобы длина отрезка aс была равна 15 мм. Узнай длину отрезка св, не измеряя его.
- 3. Вычисли периметры многоугольников в сантиметрах.
- 3. Начерти два отрезка. Длина первого 8 см. Это в 2 раза больше длины второго отрезка. На сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго?
- 4. Вырежи квадрат со стороной 8 см. Раздели его перегибанием на 4 равных треугольника и найди площадь каждого из них.
- 6. Найди диаметр большего круга, если радиус меньшего равен 1 см.
- 7. Начерти любую окружность. Проведи в ней два любых диаметра, соедини их концы отрезками и найди площадь полученного прямоугольника.
- 4. Задания на построение
- 1. Начерти в тетради ломаную, состоящую из четырех звеньев. Сколько вершин у этой ломаной?
- 2. Вырежи из приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку (по рисунку, данному в учебнике).
- 1. Проведи прямую, отметь на ней 3 точки. Сколько всего отрезков получилось?
- 2. Начерти и дополни до прямоугольника:
- 4. Сложи из треугольников нарисованные фигуры (по рисунку в учебнике).
- 1. Начерти два отрезка так, чтобы длина одного была в два раза больше длины данного отрезка, а длина другого — в 2 раза меньше длины данного.
- 2. Математическое выражение и его значение
- 3. Решение задач на основе составления уравнения
- 1. Запиши уравнения и реши их:
- 2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?
- 2. Дроби (доли) в 3 классе
- 3. Дроби в 4 классе
- 2) Найдем, сколько сантиметров в четырех пятых долях отрезка:
- 4. Дроби величин
- 6 Листов составляют половину тетради. Сколько всего листов в тетради?
- 2. Подготовительная работа к обучению детей решению задач
- 3. Знакомство с простой задачей
- 4. Семантический анализ текста задачи
- Лекция 20. Методика обучения решению задач
- 1. Общие вопросы методики обучения решению задач
- 2. Методика работы с простыми задачами
- 3. Приемы знакомства с составной задачей
- 4. Задача в контексте урока
- Лекция 21. Использование приема моделирования при обучении решению задач
- 1. Моделирование как обобщенный прием работы над задачей
- 2. Приемы моделирования при обучении решению простых задач
- 3. Схематическое моделирование при обучении решению составных задач
- 4. Обучение детей использованию схемы в виде отрезков при решении задач
- 5. Моделирование при обучении решению задач на движение
- 6. Влияние графического моделирования на формирование умения решать задачи разными способами
- Глава 9 Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе Лекция 22. Подготовка учителя к уроку математики в начальных классах
- 1. Краткий анализ наиболее известных теорий обучения
- 2. Организация урока математики в начальных классах
- 3. Классификация учебных заданий
- 4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
- 5. Методический анализ урока математики в начальных классах
- Методика системного анализа и оценки эффективности проведенного урока
- 2. Сохранение и развитие математических способностей младшего школьника как методическая проблема
- 3. Проблема обучения математике в классах коррекционно-развивающего обучения (кро)
- Литература