Литература
Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах // Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М., 1977. Лмонашвили ША. Здравствуйте - дети! М., 1997
Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. Сб. науч. трудов. М., 1983. С. 115-125.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968.
БрунерДж. Психология познания / Пер. с англ. М., 1977.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Бругшшнский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1985.
Бугрименко ЕА., Ветер АЛ. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1992.
Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
Возрастные и индивидуальные возможности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. М., 1989.
Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
Гуткина НИ. Психологическая готовность к школе. М., 2000
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М, 1971.
Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, НА. Цыпиной. М., 1984.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
ЗанковЛ.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды. М., 1990.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 1997.
Кумарина Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М., 2001.
Лейтес НС Умственные способности и возраст. М., 1971.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева ЕЛ. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
Марцинковская ТД. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
Менчинская НА. Психология обучения арифметике. М., 1955.
Небылщын В Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.
Обухова ЛФ. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
Одаренные дети / Пер. с англ. М., 1991.
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, АЛ. Венгера. М., 1988.
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. / Пер. с фр. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка. / Пер. с фр. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Пономарев Я А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход д процессе обучения школьников. М., 1975.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
Роттенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М., 2000. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. М., 2003.
Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. Киев, 1983.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983.
Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача: Ч. 1. Пособие для учителей / Под ред. Н.Я. Виленкина. М., 1982.
Фуше А. Педагогика математики / Пер. с фр. М., 1969.
Холодная МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
Чуприкова НИ. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995
Шаграева OA. Детская психология: теоретический и практический курс. М, 2001
Шардаков МЛ. Очерки психологии школьника. М., 1955. Шеварев ПА. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М., 1959.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М., 1999.
Шохор-Троцкий СИ. Требования, предъявляемые психологией к математике как к учебному предмету // Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики. Т. 1. СПб., 1913.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., 1996.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Ясюкова ЛА. Особенности развития детей в зависимости от программ обучения // Практическая психология. СПб., 1998.
- Методика обучения математике в начальной школе
- Оглавление
- Глава 1. Общие вопросы методики преподавания
- Глава 2. Изучение чисел в начальной школе.......................................................................48
- Глава 3. Изучение арифметических действий
- Лекция 2. Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе
- 1. Методика обучения математике младших школьников как учебный предмет
- 2. Методика обучения математике младших школьников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности
- Лекция 3. Традиционная и альтернативные системы обучения математике младших школьников
- 1. Краткий обзор систем обучения
- 2. Содержание обязательного минимума образования по математике в начальной школе
- Обязательный минимум содержания образования
- 3. Распределение по годам обучения программного материала по математике в альтернативных системах
- Распределение программного материала по математике в системе л.В. Занкова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе в. В. Давыдова
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «гармония»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «Школа 2100»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Распределение программного материала по математике в системе «начальная школа XXI века»
- 1 Класс
- 2 Класс
- 3 Класс
- 4 Класс
- Лекция 4. Психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников
- 2. Однозначные числа
- 3. Порядок следования чисел в ряду
- 4. Состав однозначных чисел
- 5. Число 0
- 6. Сравнение чисел
- 7. Число 10
- Лекция 6. Разряды числа
- 1. Числа второго десятка (двадцаток)
- 2. Числа первой сотни
- 3. Числа первой тысячи
- 5. Системы счисления
- 2. Вычислительные приемы для чисел первого десятка
- 3. Вычислительные приемы для чисел второго десятка
- Лекция 8. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой сотни
- 1. Используемые математические законы и правила
- 2. Способы устных вычислений
- Заполни пустые окошки в равенствах по образцу:
- 2. Найди значения выражений в каждом столбике, используя первый ответ:
- 3. Вычисли, используя разложение целого числа, заданное схемой:
- 11. Найди и исправь ошибку:
- 3. Способы письменных вычислений (в столбик)
- Лекция 9. Вычислительные приемы сложения и вычитания для чисел первой тысячи и многозначных чисел
- 1. Вычислительные приемы для чисел первой тысячи
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых сотен
- 3. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах тысячи
- 4. Сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100
- 2. Вычислительные приемы для многозначных чисел
- 1. Нумерационные случаи
- 2. Сложение и вычитание целых тысяч
- 3. Сложение и вычитание целых тысяч на основе правил арифметических действий
- Лекция 10. Умножение
- 1. Смысл действия умножения
- 1) Произведение делят на множитель.
- 2) Сравнивают полученный результат с другим множителем. Если эти числа равны, умножение выполнено верно.
- 2. Табличное умножение
- 3. Приемы запоминания таблицы умножения
- 1. Прием счета двойками, тройками, пятерками
- 2. Прием последовательного сложения
- 3. Прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата)
- 4. Прием взаимосвязанной пары: 2 • 6 6-2 (перестановка множителей)
- 5. Прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя
- 6. Прием «порции»
- 7. Прием запоминающегося случая в качестве опорного
- 8. Прием внешней опоры
- 9. Прием запоминания таблицы «с конца»
- 10. Пальцевый счет при запоминании таблицы умножения
- 11. Мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения
- Лекция 11. Деление
- 1. Смысл действия деления
- 2. Табличное деление
- 3. Приемы запоминания таблицы деления
- 1. Прием, связанный со смыслом действия деления
- 2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления
- Лекция 12. Особые случаи умножения и деления
- 1. Умножение и деление с 0 и 1
- 2. Внетабличное умножение и деление в пределах 100
- 2) Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель:
- 3) Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель:
- 1. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем:
- 2. Прием умножения двузначного числа на однозначное: 23 • 4; 4-23
- 3. Прием деления двузначного числа на однозначное: 48:3; 48:2
- 4. Прием деления двузначного числа на двузначное: 68 :17
- 1) Если есть скобки, выполняю первым действие, записанное в скобках.
- 2) Выполняю по порядку умножение и деление.
- 3) Выполняю по порядку сложение и вычитание.
- 3. Деление с остатком
- 17 Карандашей разложили в три коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
- 3. Найдите делимое в примерах:
- 4. Найдите делители в примерах:
- Лекция 13 Письменное умножение и деление
- 1. Умножение в столбик
- 2. Деление в столбик
- 100(Остаток)
- Лекция 14 Приемы рациональных вычислений в начальных классах
- 2. Длина
- 3. Масса и емкость
- 4. Площадь
- 1. Первый урок продолжается 45 мин, а перемена — 10 мин. Сколько минут проходит от начала первого урока и до начала второго?
- 2. В году 3 месяца летние: июнь, в котором 30 дней, июль и август, в которых по 31 дню. Сколько летних дней в году? Используя календарь, составь и реши похожие задачи про осень, зиму и весну.
- 6. Скорость
- 7. Действия с именованными числами
- 2. Геометрические понятия в начальной школе
- 3. Задания на измерение и вычисление
- 3. Начерти несколько ломаных из двух звеньев так, чтобы длина каждой ломаной была равна 11 см.
- 1. Измерь стороны треугольника омк(в миллиметрах) и узнай, на сколько миллиметров сумма длин отрезков оKи ом больше длины отрезка км.
- 2. Начерти отрезок ab длиной 60 мм. Отметь на нем точку с так, чтобы длина отрезка aс была равна 15 мм. Узнай длину отрезка св, не измеряя его.
- 3. Вычисли периметры многоугольников в сантиметрах.
- 3. Начерти два отрезка. Длина первого 8 см. Это в 2 раза больше длины второго отрезка. На сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго?
- 4. Вырежи квадрат со стороной 8 см. Раздели его перегибанием на 4 равных треугольника и найди площадь каждого из них.
- 6. Найди диаметр большего круга, если радиус меньшего равен 1 см.
- 7. Начерти любую окружность. Проведи в ней два любых диаметра, соедини их концы отрезками и найди площадь полученного прямоугольника.
- 4. Задания на построение
- 1. Начерти в тетради ломаную, состоящую из четырех звеньев. Сколько вершин у этой ломаной?
- 2. Вырежи из приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку (по рисунку, данному в учебнике).
- 1. Проведи прямую, отметь на ней 3 точки. Сколько всего отрезков получилось?
- 2. Начерти и дополни до прямоугольника:
- 4. Сложи из треугольников нарисованные фигуры (по рисунку в учебнике).
- 1. Начерти два отрезка так, чтобы длина одного была в два раза больше длины данного отрезка, а длина другого — в 2 раза меньше длины данного.
- 2. Математическое выражение и его значение
- 3. Решение задач на основе составления уравнения
- 1. Запиши уравнения и реши их:
- 2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?
- 2. Дроби (доли) в 3 классе
- 3. Дроби в 4 классе
- 2) Найдем, сколько сантиметров в четырех пятых долях отрезка:
- 4. Дроби величин
- 6 Листов составляют половину тетради. Сколько всего листов в тетради?
- 2. Подготовительная работа к обучению детей решению задач
- 3. Знакомство с простой задачей
- 4. Семантический анализ текста задачи
- Лекция 20. Методика обучения решению задач
- 1. Общие вопросы методики обучения решению задач
- 2. Методика работы с простыми задачами
- 3. Приемы знакомства с составной задачей
- 4. Задача в контексте урока
- Лекция 21. Использование приема моделирования при обучении решению задач
- 1. Моделирование как обобщенный прием работы над задачей
- 2. Приемы моделирования при обучении решению простых задач
- 3. Схематическое моделирование при обучении решению составных задач
- 4. Обучение детей использованию схемы в виде отрезков при решении задач
- 5. Моделирование при обучении решению задач на движение
- 6. Влияние графического моделирования на формирование умения решать задачи разными способами
- Глава 9 Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе Лекция 22. Подготовка учителя к уроку математики в начальных классах
- 1. Краткий анализ наиболее известных теорий обучения
- 2. Организация урока математики в начальных классах
- 3. Классификация учебных заданий
- 4. Деятельность педагога при планировании и проведении урока математики
- 5. Методический анализ урока математики в начальных классах
- Методика системного анализа и оценки эффективности проведенного урока
- 2. Сохранение и развитие математических способностей младшего школьника как методическая проблема
- 3. Проблема обучения математике в классах коррекционно-развивающего обучения (кро)
- Литература