logo search

2. Табличное деление

В начальной школе действие деления рассматривают как действие обратное умножению. В связи с этим сначала дети знакомятся со случаями деления без остатка в пределах 100 — так называемым табличным делением. С действием деления дети знакомятся после того, как уже выучили наизусть таблицы умножения чисел 2 и 3. На основе знания этих таблиц уже на четвертом уроке после знакомства с делением, составляется первая таблица деления на 2.

2/2=… 8/2=…. 14/2=…

4/2=… 10/2=… 16/2=…

Значения частных в этой таблице получают подсчетом элементов рисунка на картинке.

Следующая таблица деления — деление на 3 является последней таблицей, изучаемой во втором классе. Составляется эта таблица на основе взаимосвязи компонентов умножения с использованием правила нахождения неизвестного множителя. В связи с тем, что данное правило в явном виде предлагается детям в полной формулировке только в 3 классе, на этапе составления таблицы деления на 3 по-прежнему целесообразнее опираться на предметную модель действия (модель на фланелеграфе или рисунок).

Например:

Вычисли и запомни результаты действий. Для проверки ис-

пользуй рисунок:

3•3= ...

9:3=...

4•3 = ...

12:3 =...

5•3 = ...

15:3 = ...

6•3 = ...

18:3 =....

7•3 = ...

21:3 =....

8•3 = ...

24: 3 =...

9•3 = ...

27 : 3 =...

Использование такого рисунка дает возможность составить и третий, взаимосвязанный с первыми двумя, случай деления (третий столбик). Он не относится к таблице деления на 3, но является членом взаимосвязанной тройки, который легче запоминать, ориентируясь на первые два случая. Такой прием запоминания таблицы деления (ориентир на взаимосвязанную тройку) является удобным мнемоническим приемом. Можно видеть, как дети пользуются им, реально запоминая только один прием действия умножения.

Все остальные таблицы деления изучаются в 3 классе. Поскольку умножение числа 4 и умножение на 4 также изучается уже в 3 классе, на этом году обучения прекращается практика раздельного изучения таблиц умножения и деления. Начиная с таблицы умножения числа 4, взаимосвязанные с ней таблицы деления изучают на одном уроке, сразу составляя четыре взаимосвязанных столбика случаев умножения и деления.

Используя результаты первого столбика, дети получают второй столбик перестановкой множителей, а результаты третьего и четвертого столбиков — на основе правила взаимосвязи компонентов умножения:

Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.

Все остальные таблицы деления получают аналогичным способом.