logo search
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений

…Становление личности младшего школьника как субъекта нравственного поведения в значительной мере зависит от качественных особенностей элементов, составляющих структуру нравственных убеждений. В своих рассуждениях мы опирались на разработанную. Раевым А.И. и Матвеевой Л.А. структуру нравственных убеждений.

…Как известно в структуру любого нравственного убеждения входят интеллектуальные и эмоциональные компоненты. Так, знаниям, составляющим структуру нравственных убеждений, должен отвечать определенный уровень их осознанности человеком. Показателем осознанности знаний выступает степень адекватности их практического применения в различных по конкретным особенностям нравственных ситуациях. Обычно чем разнообразнее характер подобных ситуаций, чем шире область применения знаний, тем выше уровень их осознания, а значит, тем больше у ребенка возможностей для проявления себя как субъекта, осознанно строящего свою деятельность, поведение, способность совершать поступки не только в стереотипных условиях, но и в новых, непривычных для него нравственных коллизиях.

…В основе формирующихся нравственных убеждений младших школьников далеко не всегда лежат адекватные знания, поскольку в значительной степени их социально-нравственный опыт формируется неупорядоченно. Кроме того, объективно существующие нравственные ценности преломляются через субъективные особенности личности. Если нет совпадения объективной оценки знаний , то возникают две задачи: не только привить правильные знания, но и преодолеть отрицательное влияние ложных знаний. Глубокое знание воспитанника, его индивидуальных особенностей помогает воспитателю в реализации данных задач.

Знания как компонент структуры нравственных убеждений могут иметь разный уровень обобщения. Обобщенность знаний создает благоприятные возможности для их широкого переноса в новые условия, конкретность сужает область, но облегчает сам процесс переноса, поскольку позволяет использовать знания в сходных условиях по аналогии.

Существенным в определении знаний о нравственных нормах является степень осознанности их личностью, так как внутреннее принятие нравственных принципов характеризует личность как нравственную.

Не менее сложной и значимой для становления младшего школьника как субъекта нравственного поведения является характеристика эмоционального компонента нравственных убеждений. Формируя нравственные убеждения, следует учитывать разнообразие форм, в которых может проявляться эмоциональное отношение, Обычно выделяют три таких формы: эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка и устойчивое эмоциональное отношение.

… Эмоциональный фон может быть и самым низким и самым высоким, и по отношению к различным нравственным категориям и в рамках одной нравственной нормы. Важным для определения эмоционального фона является проявление ребенком эмоций. При этом можно выявить только внешнее проявление. Но воспитателю важно узнать чем вызвано то или иное эмоциональное проявление. Для этого детям можно предложить различного рода методики, позволяющие шкалировать нравственные ситуации в наглядной форме.

Устойчивое эмоциональное отношение в структуре нравственных убеждений нам представляется особенно значимым, поскольку только в этом случае можно говорить о сформированности нравственного убеждения. Эмоциональные отношения могут быть вызваны разными объектами, так или иначе связанными с нравственной нормой и ее проявлениями. Объектом того или иного эмоционального отношения может быть определенная нравственная категория, конкретный факт нравственного поведения или личность, совершившая данный поступок

…Таким образом, формирование нравственных норм нам представляется достаточно сложным и многоаспектным процессом, в ходе которого необходимо пополнять знания детей о нравственных категориях, формировать эмоциональное отношение к ним. То есть стоит вопрос в поиске адекватных этой задаче форм и методов педагогического взаимодействия с каждым конкретным ребенком. Для этого мы хотим предложить индивидуальные программы формирования. Они являются эффективным средством развития индивидуальных возможностей детей при соблюдении следующих условий:

  1. Педагогическое содержание воспитания должно быть альтернативным и отбираться в соответствии с выявленными индивидуальными знаниями о нравственных нормах и эмоциональном отношении к ним.

  2. Необходимо использовать специальные методики, включающие решения нравственных задач ребенком, помогающих ему адаптироваться в современных стрессовых ситуациях и правильно выбирать способ нравственного поведения, адекватный его индивидуальным особенностям и педагогическим условиям.

  3. Ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и нравственного поведения путем включения его в различные дела с учетом его индивидуальных возможностей.

  4. Постоянно реализовывать принцип единства воспитательного воздействия семьи и школы в формировании нравственных качеств личности, для чего создавать специальные индивидуальные программы, предусматривающие участие родителей в данном процессе.

Индивидуально-воспитательная программа может включать в себя следующие блоки:

  1. Имеющиеся недостатки у ребенка. Это те негативные качества, мешающие ему адаптировать в социально-нравственном пространстве.

  2. Проектируемые качества. В программу вносятся те нравственные качества, которые необходимо сформировать. Их следует подбирать чрезвычайно внимательно и осторожно, опираясь на жизненный опыт ребенка в решении тех или иных нравственных коллизий, условия, в которых он рос, потребности в искомых качествах. Также надо учитывать и фактор посильности для ребенка совместной индивидуальной работы по формированию качеств

  3. Методы взаимодействия ребенка с воспитателями. Предполагается, что в этот блок будут вноситься только те методы, которые адекватно отражают индивидуальные проявления ребенка в области знаний о нравственных нормах и эмоционального отношения к ним. Необходимо помнить, что даже самый лучший метод не заменит систему методов.

  4. Условия, обеспечивающие реализацию выбранных методов. Здесь внимание учителя-воспитателя должно быть направлено на гуманизацию педагогической среды, в которой формируется ребенок. Необходимо представлять ему только те виды нравственно окрашенной деятельности, в которой он сможет реализовать свой индивидуальный потенциал, почувствовать себя увереннее, нужнее и любимее.

  5. Проектируемые результаты. Безусловно, чем более тщательно учитель разработает предыдущие блоки программы, тем выше будет результат формирования «западающих» нравственных качеств. Но, проектируя результат индивидуального воздействия необходимо помнить о том, что он не всегда бывает абсолютным. Это связано, прежде всего, со сложностью структуры нравственных убеждений. (Цитаты из работы: Петрова Л.И. Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк, 2002. С.183-190).