logo search
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Педагогические задачи**

Педагогические задачи объединены по своему содержанию и способам их решения в три группы, обозначенные буквами «В» (выбор правильного ответа из предложенных); «Д» (действия учителя по разрешению педагогической ситуации); «П» (последовательность действия учителя в предложенной педагогической ситуации).

В- 1. А.С.Макаренко считал, что «В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек – это человек, выступающий против общества, и такого человека мы рассматриваем не только с точки зрения внешнего технического удобства, но с точки зрения политической и нравственной. Иметь такую точку зрения на дисциплину необходимо каждому педагогу, но это только тогда, когда дисциплина рассматривается как результат воспитания» Ваше отношение к данному высказыванию:

А) Совершенно правильно. Дисциплина является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных воспитательных мер. Дисциплина ставит ребенка в более защищенное положение, так как она соединяет в себе две вещи – требование к ребенку и уважение его.

Б) Абсолютно неверно. Прошло то время, когда требование дисциплины было одним из самых важных в школе. Личность должна быть свободна от «морализирования» и выбирать самостоятельно свой путь нравственного развития.

В) Да, дисциплина нужна, но требования необходимо применять к детям, нарушающим нормы поведения в обществе, а от хороших, примерных детей не надо требовать дисциплины.

В-2. В методическом кабинете воспитатель одной школы делилась педагогическим опытом организации воспитательного процесса в своем классе. Дисциплина у нее железная. Дети ходят все время строем. На прогулку – строем, в столовую строем, и даже в туалет – строем. Мнения

присутствующих педагогов разделились:

Школа – это не казарма. Постоянный строй не сформирует у детей сознательной дисциплины. Этому способствует правильная организация режима, пример воспитателя и совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей навыков сознательной дисциплины.(+).

Не нужно ходить строем. Надо сделать жизнь детей интересной и организованной, тогда и порядок в группе будет. Для этого необходимо распределить поручения, чередовать их, подбирая поручения соответственно индивидуальным особенностям детей. Это их приучит к ответственности и порядку. (+)

Это очень правильное решение. Ходьба строем дисциплинирует детей, приучает их к порядку. Да и возни с отдельными детьми меньше – все на виду.

В-3. Коллектив оказывает огромное влияние на личность воспитанника:

- Отрицательное влияние. Коллектив нивелирует личность. За коллективом не видна индивидуальность. Слабовольные дети легко попадают под влияние коллектива и теряют свое личностное своеобразие.

- Коллектив играет вторичную роль в формировании личности, так как основной фактор – биологический. Какая дана наследственность ребенку – это и является его сущностью, и никакой коллектив ничего не изменит.

- Коллектив играет огромную роль в формировании личности. Так как в совместной деятельности и общении по достижению общественно-значимой цели, у ребенка формируются такие качества, как взаимопомощь, товарищество, гуманизм, доброта, скромность, трудолюбие. (+)

В-4. В учительской возник спор между педагогами о сущности труда. Является ли труд нравственной категорией, или он нейтрален и не имеет воспитательной направленности. Из приведенных суждений надо выбрать то, которое отражает вашу точку зрения.

А) Так как одну и ту же работу выполняют люди с разными нравственными устремлениями, то труд не оказывает влияние на нравственное становление человека.

Б) Труд как воспитание нравственности возможен только как часть общей системы воспитания. В противном случае он оказывается нейтральным процессом. (+)

В) Удовлетворение прямых потребностей (есть, одеваться, обеспечивать семью) является основой труда и его движущей силой. Эта потребность не зависит от нравственной позиции личности.

Г) На нравственность оказывает влияние характер труда. Творческий труд возвышает, рутинный разрушает.

В-5. Петя, за которым пришла мама, отказался идти с ней домой, мотивируя это тем, что он дежурный в классе и пока он не завершит свое дежурство, он не уйдет домой. Мама возмутилась и сказала: «Ничему эти дежурства не учат, пустая трата времени и сил».

Да, это правильно. Дежурства не нужны, так как они учат детей, что нужно что-то делать только тогда, когда за тобой наблюдают.

Дежурства конечно нужны, так как они учат детей ответственности за коллектив класса. Выполняя поручения, ребенок понимает, что он приносит пользу другим детям. (+)

Дежурства – это формальность. С дежурным никто не считается. Он выполняет это поручение, потому что ему велела воспитатель, и он боится ослушаться

Дежурства нужны. Но при этом воспитатель должен научить детей правильно выполнять поручения. Сформировать у них мотивы общественной пользы. (+)

Д-1. Во время проведения спортивного часа дети лазали по канату. Всем было весело, у всех получалось, только Коля тихо стоял в сторонке и не подходил к канату. Воспитатель спросил: «А ты Коля, почему не участвуешь?». «А он у нас трус», - закричал Сережа. Все дети засмеялись, а Коля заплакал. Действия воспитателя:

А) Заставить мальчика лезть по канату.

Б) Отругать Сережу и других детей.

В) Сказать всем детям: «А вы знаете, у меня в детстве тоже не получалось. Только не по канату лазать, а через спортивного коня прыгать. Я очень боялась, а потом научилась преодолевать свой страх и у меня все получилось» (+)

Г) Сказать Коле: «А я уверена, что у тебя все получится, надо только попробовать. Давай я тебе помогу. Я буду тебя поддерживать с одной стороны, а Сережа с другой». (+)

Д) Предложите свой вариант

Д-2. После беседы на тему «Вредность пассивного курения», проведенной во время классного часа дети, возвращаясь домой, увидели свою учительницу, которая сидела на скамейке около дома и курила сигарету. Дети подошли к ней и сказали: «Мария Петровна, курить вредно!» Действия учителя:

А) Согласиться с детьми, затушить сигарету и уйти.

Б) Сказать «Это не ваше дело. Вы еще маленькие учить меня»

В) Сказать «Да, курю, но очень хочу бросить. Пока не получается» (+)

Г) Ответить «Да, курю. Поэтому и болею много. А вот бросить никак не могу» (+)

Д) Предложите свой вариант.

Д-3. Во время экскурсии дети вдруг увидели дым, идущий из подвала школы. Они с криком подбежали к учителю: «Анна Петровна, у нас в школе пожар. Анна Петровна выслушала детей и:

А) бросила группу и побежала в школу

Б) отвела детей подальше от школы

В) оставила детей с самым организованным ребенком, напомнив им правила поведения в экстремальных ситуациях и пошла в школу разобраться в ситуации (+)

Г) сказала детям: «Не обращайте внимания, это горит, скорее всего, мусор».

Д) Предложите свой вариант

Д-4. В классе шел субботник, все активно с задором работали. Только Стасик ничего не делал. На вопрос учителя «Почему он ничего не делает?», воспитанник ответил: «А я и дома ничего не делаю, все делают мама и бабушка». Действия воспитателя:

А) объяснить Стасику необходимость трудовых навыков в жизни человека.

Б) попросить детей убрать за Стасика

В) сказать воспитаннику: «Дома ты можешь делать что хочешь, а в группе то, что я скажу»

Г) предложить ребенку трудовое поручение в соответствии с его интересами (+)

Д) поручить Стасику самостоятельно организовывать трудовое дело в классе (+)

Е) Предложите свой вариант

Д-5. На прогулке воспитатель детям предложил поиграть в игру. Дети отказались. Действия воспитателя:

А) заставить воспитанников играть в предложенную игру.

Б) обидеться и вообще не общаться с детьми во время прогулки

В) заинтересовать игрой, объяснив ее правила (+)

Г) выбрать «любимчиков» и назло остальным играть с ними

Д) спросить у ребят, в какую игру они бы хотели сыграть (+)

Е) Предложите свой вариант

Д-6. Учитель начальной школы повезла детей на трамвае в театр. В трамвае дети шумели, резвились и мешали остальным пассажирам. Воспитателю сделали замечание. Она ответила:

А) Ничего страшного, потерпите. Эти маленькие дети и они не могут стоять как солдаты.

Б) Не ваше дело. Дети никому не мешают. Трамвай – общественное место и в нем могут ехать все.

В) Не все дети еще научились себя вести, но мы работаем над этим. Поэтому, пожалуйста, потерпите, а вы, ребята постарайтесь вести себя потише и не мешать остальным пассажирам (+)

Г) Предложите свой вариант

Д-7. Две класса начальной школы собирались на экскурсию . Когда они вышли на улицу, внезапно пошел дождь. Учитель одного класса вернул детей в школу, а учитель другого класса сказал, что у него по плану экскурсия и он не будет менять план. Завуч начальных классов так охарактеризовал действия воспитателя:

А) Правильно. План составлен и нет оснований его менять Экскурсия – так экскурсия. Дети не сахарные не растают.

Б) Неправильно. Какая может быть прогулка под дождем? Надо было с детьми постоять под навесом.

В) План не догма. Особенно в работе с детьми. Можно прогулку заменить развивающим занятием или тихим чтением книги. (+)

Г) Предложите свой вариант

П-1. В класс пришел новый ученик. Он замкнут, малообщителен, сторонится товарищей. Причина его замкнутости в заикании. Последовательность действий воспитателя:

А) посещение школьника на дому с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка - 1

Б) создание правильных комфортных для ребенка, взаимоотношений в группе - 5

В) выявление положительных сторон воспитанника - 2

Г) введение ученика в те виды деятельности, где его положительные качества наиболее значимы - 4

Д) беседа с учащимися – 3

П-2. Учитель решил подготовить и провести в классе коллективное творческое дело. Последовательность его действий:

А) коллективная подготовка дела – 3

Б) предварительная работа – 1

В) коллективное подведение итогов – 5

Г) проведение коллективного дела – 4

Д) коллективное планирование – 3

Е) ближайшее последействие коллективного дела – 6.

П-3. Учителю предстоит сформировать коллектив младших школьников. Какова последовательность его действий?

А) выявить активных детей - 3

Б) сформулировать цель деятельности детского коллектива - 1

В) создать отношения ответственной зависимости - 5

Д) организовать разнообразную деятельность детей - 4

Е) конкретизировать задачи по организации коллектива - 2

* Ответы не ищите, решайте сами.

** Правильные ответы помечены знаком «+».