logo search
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Инновационные принципы воспитания.

Гуманизации воспитательного процесса. (Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик).

Реализация данного принципа позволяет считать ребенка главной ценностью в системе взаимоотношений, реализует его право на раскрытие способностей. Школа призвана раскрывать индивидуальное дарование личности в соответствии возрастными особенностями, психологическими новообразованиями. Каждому возрасту свойственна специфика в развитии творческого потенциала. Так, в младшем школьном возрасте воспитательная работа строится с учетом интересов детей, лежащем в предметном мире. Возможность выразить свои интересы дает детям уникальную возможность понять и принять собственную ценность. Главными механизмами реализации принципа гуманизации можно считать доверие ребенку; понимание его ценности и уникальности; видение в нем личности; защита ребенка от посягательств на его духовное и физическое здоровье; подход к ребенку «с оптимистической гипотезой» (А.С.Макаренко); использование самостоятельности и инициативности ребенка.

Демократизации воспитательного процесса. (Н.Ф.Голованова)

Этот принцип предполагает организацию взаимодействий субъектов воспитания на основе сотрудничества. Ребенок вправе рассчитывать на свободный выбор своей жизненной траектории. Осуществление же пути по ней предполагает помощь педагога, владеющего психолого-педагогическими знаниями и умениями. Важно помнить, что ребенок равноправный субъект жизни и его права представлены в Декларации «О правах ребенка», принятой ООН в 1989г.

Принятие ребенка как данности. (Н.Е.Щуркова, Л.И.Маленкова).

Одна из задач гуманистической педагогики – постоянно стимулировать развитие ребенка. Воспитанию отведено главенствующее место в реализации представленного принципа. Дети разные, но каждая личность приходит в школу с набором только ей свойственных уникальных качеств. У каждого ребенка своя мера жизненного опыта за плечами и традиций семейного воспитания. Надо прямо сказать, не всегда этот «набор» соответствует представлениям учителя - воспитателя о ценностях, которыми должен владеть ребенок. Но суть принципа в том, что воспитателю необходимо принять ребенка таким, каков он есть, и, используя педагогический опыт и мастерство корректировать, при необходимости, западающие качества ребенка. При этом воспитатель предоставляет своему воспитаннику все условия для развития его интересов, способностей и потребностей.

Ориентации на ценностные отношения. (Н.Е.Щуркова).

Принцип направлен на содержательную сторону воспитания. Его реализация предполагает организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы ребенок постигал систему наивысших ценностей, таких как «человек», «жизнь», «природа», «общество», и учился выстраивать свое поведение в соответствии с ценностными отношениями. Этому содействует и «распредметчивание» предметно-вещного мира, когда воспитатель в ходе реализации воспитательной программы учит детей в привычных предметах и явлениях природы видеть глубокий смысл бытия.

Субъектности (Н.Е.Щуркова).

Принцип субъектности определяет такой параметр воспитания, как обязательность. Он затрагивает процессуальную сторону воспитания. Субъектность воспитанника это его способность правильно устанавливать связи с окружающим миром, осознанно действовать в границах выстроенного и брать на себя ответственность за результат своей деятельности. Выстроенная воспитателем система предусматривает организацию активной деятельности ребенка, осмысления им ценностей жизни, формирование у воспитанников «образа счастья» и своего «Я» как конструктора своей жизни.

Природосообразности. (А.В.Мудрик),

В основе принципа – взаимосвязь естественных и социальных процессов. Воспитание предназначено для создания максимально благоприятных условий для взаимодействия человека и природы, согласованное с законами развития природы и человека, с учетом индивидуальных особенностей, присущих последнему. Задача воспитания – формировать ценностное отношение к природе у ребенка, создавать предпосылки для формирования природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

Культуросообразности. (А.В.Мудрик).

Реализация принципа культуросообразности воспитания предполагает организацию воспитания с учетом культурно-исторического наследия. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры и формирует ребенка как субъекта культуры. Основная задача воспитания помогать воспитаннику ориентироваться в сложных переплетениях пластов культуры, этносов, конкретного общества, в котором он живет и всего мира в целом. В каждом из этих пластов своя система ценностей и провести ребенка по этому лабиринту достаточно трудно, так как каждый народ имеет кроме мировой культуры, свою субкультуру. Она может быть городской, а может быть сельской, и даже районной. Помочь ребенку соотнести эти ценности, выбрать правильные ориентиры, установить нравственный баланс, воспитанников в области различных культур призван учитель. Его воспитательные усилия наполняют принцип культуросообразности конкретным содержанием.

Относя принципы культуросообразности и природосообразности к инновационным принципам, мы осознаем, что они были предложены еще Я.А.Коменским в качестве принципов дидактики, но их современное понимание в свете гуманизации воспитательного пространства и понимания ребенка как субъекта воспитания дает возможность придать им новое инновационное звучание.

Реализация принципов воспитания зависит, прежде всего, от целенаправленного воспитательного усилия педагога. Выстроенная им система с учетом закономерностей и принципов работает по-разному в различных социальных условиях и с разными детьми. Важно, чтобы сам педагог осознавал систему закономерностей и принципов как важнейшую педагогическую идею, реализация которой приводит к качественным изменениям в личности каждого ребенка.