logo search
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия

В современной психолого-педагогической литературе широ­ко обсуждается, в конкретных исследованиях разносторонне изу­чается сложное взаимодействие педагога и учащегося. Одним из аспектов этой многогранной проблемы являются объектно-субъектные отношения.

В свою очередь, объектно-субъектные отношения тоже весь­ма многоплановая категория. Это и вопрос о социально-ролевом положении партнеров взаимодействия, иерархии и этике отноше­ний, различной социально-гностической зрелости, готовности к совместному решению задач, о различной степени активности, самостоятельности, осознанности и т. д.

Очевидно, что все линии объектно-субъектных отношений всегда и обязательно проявляются и в обучающей, и в воспиты­вающей сторонах педагогического воздействия, хотя соотноше­ние, значение, место социальных и гностических особенностей партнеров могут быть несколько разными в процессе обучения и воспитания; возможен различный акцент в единых целях, на дос­тижение которых направлено педагогическое воздействие.

Общепризнанным является положение, согласно которому необходима единая совместная деятельность педагога и учащего­ся, предполагающая активность того и другого. При полном раз­делении этого мнения следует сказать, что в реальной действи­тельности учащийся далеко не всегда не только не занимает по­зицию активного участника, но я не выступает в роли объекта пе­дагогического воздействия.

Если рассуждать формально, то любой учащийся, включен­ный в учебно-воспитательный процесс, оказывается объектом педагогического воздействия. Однако, если подходить к решению вопроса по существу, то учащегося целесообразно рассматривать в качестве действительного объекта педагогического воздействия только в том случае, когда под влиянием этого воздействия он претерпевает изменения, соответствующие целям данного педа­гогического воздействия. Подобные изменения могут быть более или менее заметными и устойчивыми, они могут относиться к объему и качеству знаний, совершенствованию умений и навы­ков, перестройке отношений или изменению оценок и т. д. Обяза­тельно во всех случаях должно быть соответствие происходящих изменений целям педагогического воздействия.

На начальных этапах обучения особенно важно иметь в виду только что доказанные соображения. Младший школьник лишь постепенно становится объектом педагогического воздействия (достаточно вспомнить такой общеизвестный пример: на первых уроках дети не воспринимают вопросы учителя к классу как от­носящиеся к каждому из них).

При неблагоприятных условиях развитие младшего школь­ника в соответствии с целями обучения и воспитания может за­держаться, и он окажется действительным объектом педагогиче­ского воздействия лишь на более поздних ступенях.

В то же время очевидно, что становление младшего школь­ника в качестве объекта педагогического воздействия принципи­ально обусловлено отражательной природой психического, де­терминированностью развития учащихся внешними воздейст­виями, всеми условиями окружающей действительности.

Категория «субъект» также рассматривается в научной лите­ратуре во многих планах. Решающее значение, прежде всего, имеет правильный гносеологический подход. С этой точки зре­ния понятие «субъект» раскрывается как познающий действи­тельность, существующую вне и независимо от субъекта.

Такое понимание категории «субъект», конечно, не означает, что субъект несет в себе только пассивное начало. Отражение действительности, возникшее у субъекта под влиянием и в ре­зультате воздействия этой действительности, приобретает из­вестное самостоятельное значение. Последующие акты отраже­ния всегда будут возникать с учетом того, что предшествующее отражение уже как-то изменило субъекта, результат нового отра­жения явится итогом сложного единства очередного воздействия действительности с накопленным опытом предшествующего взаимодействия с окружающим миром.

Именно потому, что внешнее воздействие определяет психи­ческие особенности человека не непосредственно, а преломляясь через его деятельность, в которой выражено активное начало личности, понятие «субъект» не только выражает познавательное отношение человека к деятельности, но и подчеркивает возмож­ность его инициативы, самостоятельности.

Иначе говоря, мы будем считать, что учащийся становится субъектом педагогического воздействия в той мере, в какой для него оказывается возможным проявлять активность, самостоя­тельность, осознавать свое место в едином учебно-воспитатель­ном процессе. Однако, если иметь в виду, что младший школьник лишь постепенно приобретает качества объекта педагогического воздействия, то оказывается еще более сложным, противоречи­вым и длительным процесс перехода от объекта к субъекту тако­го воздействия.

Конечно, в том случае, когда ученик усваивает именно те зна­ния, которым его учат, есть все основания считать, что он высту­пает как действительный объект педагогического воздействия. Но совершенно очевидно и то, что вступление в роль объекта имеет и социальный, и личностный смысл только в том случае, если эта роль есть этап становления субъекта, причем не только педагоги­ческого воздействия (т. е. субъекта лишь в условиях обучения и воспитания), но и реальной деятельности и поведения.

(Цитаты из работы Раева А. И. Младший школьник как объект и субъект

педагогического воздействия // Младший школьник

как субъект педагогического воздействия. —Л., 1989. С. 3-6)