logo search

7. Действия с именованными числами

Именованными числами в начальных классах называют числа с наименованиями единиц измерения величин. При решении задач с ними приходится выполнять арифметические действия.

Приведем примеры выполнения арифметических действий над именованными числами с постепенным нарастанием сложности:

4 км 700 м - 400 м = ...

8 дм — 4 см = ...

7 см — 5 мм = ...

6 см 2 мм + 9 мм = ...

Выполнить данные действия можно двумя способами. Способ 1:

1) преобразовать составные именованные числа в простые: 6 см 2 мм = 62 мм;

2) выполнить арифметическое действие: 62 мм + 9 мм = 71 мм;

3) снова преобразовать простое именованное число в составное: 71 мм = 7 см 1 мм.

Способ 2:

1) сначала сложить более мелкие единицы: 2 мм + 9 мм = 11 мм;

2) преобразовать полученное простое именованное число в составное:

11 мм = 1 см 1 мм;

3) сантиметры сложить с сантиметрами и добавить миллиметры: 6 см + 1 см + 1 мм - 7 см 1 мм.

Эти способы используются при выполнении арифметических действий с числами любых наименований.

Глава 5

Геометрический материал в программе начальных классов

Лекция 16. Элементы геометрии в начальной школе

1. Краткая характеристика геометрического содержания курса математики в начальной школе.

2. Геометрические понятия в начальной школе.

3. Задания на измерение и вычисление.

4. Задания на построение.

1. Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы

Одной из основных задач изучения геометрического содержания в курсе математики начальной школы является развитие пространственного воображения у ребенка, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и абстрагировать. Второй важной задачей является формирование у ребенка практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью циркуля, угольника и линейки. Задания на вычисления различных параметров геометрических фигур (длин отрезков, периметра и площади прямоугольника и квадрата) позволяют показать ребенку взаимосвязь количественных и пространственных характеристик объектов материального мира, а также показать еще одно приложение понятия «натуральное число» — "как результата измерения величин.

В соответствии с последней редакцией Обязательного минимума содержания образования по математике для начальных классов список изучаемых геометрических понятий значительно расширился по отношению к предыдущим вариантам стабильной программы. Общая тенденция геометризации курса школьной математики коснулась и начальных классов. В соответствии с этой тенденцией насыщение курса математики начальной школы геометрическим содержанием является перспективной линией развития математического образования начального звена.

Обязательный минимум содержания образования по математике содержит следующий перечень понятий геометрического характера:

Точка. Линии: прямые, кривые. Отрезок. Угол. Прямой угол. Многоугольники: треугольник, прямоугольник, квадрат. Вершины и стороны многоугольника. Окружность и круг. Куб. Шар.

Измерение длин.

Измерение площади. Вычисление площади прямоугольника.

По отношению к этому перечню, определяющему минимум содержания, сегодняшний традиционный учебник математики содержит намного больше геометрических понятий. Можно отметить, что сегодня стабильный учебник математики содержит даже больше геометрических понятий, чем многие альтернативные учебники развивающих систем.