logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Сущность педагогической задачи

Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем задач. Как отмечалось ранее, педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности. В связи с этим необходимо определиться с самой сущностью педагогической задачи и показать ее отличие от других.

Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Наряду с термином «задача» в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины «задание», «проблема», «проблемная ситуация» (учебная или воспитательная) и др. Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи, когда термин «задача» употребляется в смысле цели.

В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, С.К.Тихомиров и др.). С незапамятных времен понятие «задача» использовалось и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Принятое в психологии понимание задачи как цели, соотнесенными с условиями ее достижения, еще только входит в педагогику, несмотря на то, что многие ученые-педагоги давно обратились к исследованию задач разного типа и с разными целями в своих работах (М.А.Данилов, И.К.Журавлев, В.И.Загвязинский, Ю.М. Конягин, Л.М. Фридман и др.).

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок. Такое понимание педагогической задачи согласуется с принятым в психологии, поскольку, описывая предмет задачи, исследователь может включить в него все существенные условия.

Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация, где поставлена цель с необходимостью познания и преобразования действительности.

Она является осознанием субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению.

Любая педагогическая ситуация проблемна (ученики шумят, не выполняют домашнего задания, слушают лидера в классе). Осознанная и поставленная педагогом для себя как задача, она затем трансформируется в систему конкретных задач.

Например, дети не слушают урок, не выполняют задания, мало читают литературы, а поэтому страдает качество обучения. Составим проблему – у детей нет интереса к предмету. Эту ситуацию учитель осознает, ставит перед собой цель – повысить познавательный интерес и переводит ее в систему конкретных для себя задач, последовательных действий, то есть выходит на технологию развития познавательного интереса.

Само возникновение педагогической задачи связано с необходимостью перевести ученика из одного состояния в другое.