logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)

В современной школьной практике используются групповая и парная работа.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной деятельности идеальна.

Групповая форма несет в себе также ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономичный и эффективный путь его изучения. В результате этого слабые ученики могут с трудом усваивать изучаемый материал. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке групповая форма организации работы дает ожидаемые положительные результаты, несет в себе запланированный эффект.

Самый большой недостаток групповой формы организации учебного процесса заключается в том, что она не является коллективной в настоящем смысле этого слова. Коллективная работа, возникающая на базе дифференциальной групповой работы, должна иметь определенные признаки. Среди них такие, как:

Отсюда следует, что далеко не всякая работа является коллективной по существу, поскольку по характеру она становится сугубо индивидуальной.

При общеклассной организации почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же.

Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе, влияет на атмосферу в классе.

КСО не новая современная форма обучения. Этот способ применялся в 20 – 30-е гг. ХХ в. в системе ликвидации безграмотности. Бесспорны его преимущества, однако широкое распространение сдерживается сложности его организационно-методического обеспечения.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.