logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Отличие дистанционных от традиционных форм обучения

В чем же принципиальное отличие новой формы обучения на расстоянии от ранее принятого заочного обучения? Отличие заключается в том, что при дистанционном обучении создается возможность организации современного учебного процесса со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный (возможностью объяснения, разъяснения учебного материала при необходимости преподавателем, возможностью общения с преподавателем и обучающихся между собой в течение всего периода обучения, проведения обсуждений, тестов, промежуточных и итоговых, выполнения совместных заданий, в том числе исследовательского и творческого характера) (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, М.И. Нежурина, О.П. Околелов, Е.С. Полат Е.С., И.В. Роберт, Э.К. Самерханова, Б.Е. Стариченко, С.А. Щенников и др.).

При этом предусматриваются все факторы, определяющие его как учебный (возможность организации активной познавательной деятельности каждого обучаемого, индивидуальной и групповой; обеспечения эффективной обратной связи, интерактивности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения; формирования устойчивой мотивации учебно-познава-тельной деятельности).

Собственно, в этом и кроется принципиальная разница между заочной формой обучения, как она сложилась практически во всем мире, и дистанционной. В этом заключается, если не гарантия (в педагогике вообще не может быть никаких гарантий, поскольку эта система слишком сложная и открытая), то, во всяком случае, возможность создания достаточно благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности обучаемых.

За рубежом развитие заочного обучения давно уже связано с использованием средств информационных технологий (телевизионные и радиокурсы, широкое использование разнообразных печатных пособий, использование веб-ресурсов, Интернет-технологий и др.). Так в течение многих десятилетий было построено обучение в многочисленной сети Открытых университетов. Это частично находит свое отражение и в самом термине. Заочное обучение ранее, в иноязычной версии, звучало как «correspondence» (correspondence – почта, корреспонденция).

Термин «distance learning» («distance» в переводе с англ. – дистанционное, на расстоянии) введен в практику не случайно, ибо сам по себе он показывает, что новая форма обучения существенно отличается от ранее практиковавшегося заочного обучения. Термин «дистанционное обучение» подчеркивает основную черту этой формы – обучение без границ, открытое и доступное для всех, независимо от того места, где человек живет, обучение, а не самообразование. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

За последние два десятилетия дистанционное образование не только получило свое название, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва – использования новых коммуникационных технологий (компьютерных телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио- и видеотехнологий), позволивших обеспечить постоянное взаимодействие (интерактивность) между участниками обучения, невзирая на их географическую удаленность друг от друга.

Высокая интерактивность процесса обучения, выражающаяся в постоянных контактах между всеми его участниками (преподавателями и обучаемыми) в течение всего периода обучения, оперативной обратной связи, наличием постоянного контроля за учебной деятельностью обучаемых, придают подлинно обучающий характер всему процессу познания. Высоким уровнем интерактивности отличаются также и сетевые информационные ресурсы, используемые как средства дистанционного обучения, например электронные учебники, выполненные в технологии World Wide Web системы поиска информации по сети и т.д.