Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
Открытое образование можно рассматривать как синтетическую форму получения образования, в которой органически сочетаются все известные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, экстернат, самообразование, семейное образование (А.А. Андреев, С.Л. Каплан, В.И. Солдаткин). Составной частью системы открытого образования являются педагогические технологии дистанционного обучения, прошедшие несколько этапов становления и развития.
Первый этап – дистанционное обучение, в рамках которого обучение организуется по схеме: «педагог – один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателями и учащимся в данном случае немногочисленны: обычная почта, телефон, локальные компьютерные сети. На этом этапе отсутствовали системность и комплектность в применении дистанционных средств обучения.
Второй этап – дистанционное обучение, при котором обучение можно охарактеризовать как «педагог – множество учеников». На этом этапе стали увеличиваться и усложняться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.
Третий этап – осуществление дистанционного обучения через всемирную сеть Интернет. Число пользователей Интернет непрерывно увеличиается. Обучение через Интернет стало серьезной альтернативой традиционным формам получения образования.
В настоящее время можно говорить о четвертом (интегрирующем) этапе развития дистанционного обучения, основанном на комплексной виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм и методов дистанционного образования.
В условиях работы представительств Российского государственного профессионально-педагогического университета наибольшее распространение получила британская модель дистанционного образования, реализацию которой в условиях российского образования может наилучшим образом обеспечить существующая материально-техническая база.
Как показывает исследование мировой образовательной практики, дистанционное образование развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной направленностью на подготовку в области бизнеса. Частные корпоративные образо-вательные сети созданы такими компаниями, как General Motors, J.C. Penney, Ford, Walmart и Federal Express. Многие из этих систем значительно опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.
Впервые проблема развития дистанционного образования в РФ была рассмотрена на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ 09.06.1993 г. № 9/1 «О создании системы дистантного образования в Российской Федерации», в решении которой указывалась необходимость разработки концепции единой системы дистанционного образования (СДО) в России. Такая концепция была разработана в соответствии с Постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». Однако по объективным причинам (из-за отсутствия бюджетного финансирования) данная концепция не была реализована.
В России дистанционное образование стало развиваться на основе успешно существующей в бывшем СССР системы заочного образования, предполагающей прямой контакт преподавателей и студентов во время сессий, продолжительность которых составляет 50–60 дней в году, как правило, в самом учебном заведении. Меньшее значение играет переписка, которая подразумевает лишь отправление письменных заданий и получение ответов на них, что означает отсутствие оперативности в обмене учебной информацией. Именно поэтому для повышения качества образования основные усилия учебных заведений направлены на увеличение продолжительности времени обучения во время сессий и на совершенствование методов преподавания.
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов