logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Технология разноуровневого обучения

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталоцци, Г.Д.Хорей, М.Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность. Г.Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Эти идеи были положены в основу так называемых открытых школ или классов – открытого образования. Основными принципами открытого образования были провозглашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образование. Обучение строилось на принципах децентрализации, по индивидуальным программам. Открытые школы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле этого слова.

Активность учащегося в школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Ученики, в соответствии с собственным планом на день, переходят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятельность ученика фиксируется в специальных рабочих листах по каждому предмету.

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова и др.).

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:

1 – минимальном (государственный образовательный стандарт);

2 – базовом;

3 – вариативном (творческом).

Основные принципы:

Рассмотрим организационную модель школы.

  1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

  2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов.

  3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Понятие открытых школ связано не только с используемым подходом в образовании, но и с организацией, планировкой, интерьером школы.

В таких школах число классных помещений ограничено, помещения предназначены в основном для тех случаев, когда учителю необходимо что-то объяснить сразу нескольким учащимся или всему классу. Рабочий день проходит в огромном помещении, не имеющем перегородок, кроме выделения компьютерного блока. Столы педагогов по разным предметам и разным классам (потокам) стоят в разных местах огромного помещения, а ученики переходят в соответствии с собственным планом от одного учителя к другому.

Открытые школы в США используются преимущественно для дошкольного и начального образования (для детей от 3 – 5 до 11 – 12 лет). Как показывает анализ результатов обучения, проводимый на протяжении ряда лет отделами образования, им удается воспитывать в своих учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические результаты не высоки.

Индивидуальный стиль обучения основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика. Одни учащиеся трудоспособнее по утрам, другие – во второй половине дня; одни нуждаются в четком , иногда пошаговом, руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение; одни лучше осваивают материал со зрительной опорой, другие – на слух; одни могут работать сосредоточенно в течение 2 – 30 минут, другие отвлекаются уже через 5 – 10 минут.

Традиционная школа не может учесть весь спектр различий личности обучаемых.

В отличие от традиционной школы школа индивидуального стиля обучения вовлекает каждого ученика в активную познавательную деятельность, формирование умений решать проблемы, развитие творческих своих способностей, раскрытие их духовности. Такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве в малых группах. Здесь используются как четко структурированные уроки под руководством учителя, так и работы в малых группах. Учащиеся могут посещать уроки, сдавать зачеты, работать над проектами в удобное для них время, в удобном для них темпе и форме, согласуясь со своим биологическим ритмом, психологическими особенностями.

При всей привлекательности организации индивидуального стиля обучения говорить с уверенностью о высокой эффективности обучения можно очень осторожно.

Здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо, соответственно, готовить учебные материалы, планы, программы. Пока это лишь идеал, который не может быть массовым.

В России большую известность получили не школы разноуровневого обучения, а уровневая дифференциация в классах, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в трех вариантах.

Например, 1-й вариант заданий – самые простые, включающие необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен сам решить по образцу. 2-й вариант заданий включает теоретические вопросы по теме (но без подсказок) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить по образцу, предлагается также выполнить простой пример самостоятельно. Задания для 3-й группы включает в себя проверку знаний по теории, более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению.

Очевидно, что от одной группы к последующей повышается трудность выполнения задач: такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников от одной группы в другую и даже в другой класс с более высоким индексом интеллекта.