Технология разноуровневого обучения
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталоцци, Г.Д.Хорей, М.Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность. Г.Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Эти идеи были положены в основу так называемых открытых школ или классов – открытого образования. Основными принципами открытого образования были провозглашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образование. Обучение строилось на принципах децентрализации, по индивидуальным программам. Открытые школы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле этого слова.
Активность учащегося в школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Ученики, в соответствии с собственным планом на день, переходят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятельность ученика фиксируется в специальных рабочих листах по каждому предмету.
Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова и др.).
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:
1 – минимальном (государственный образовательный стандарт);
2 – базовом;
3 – вариативном (творческом).
Основные принципы:
всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство – если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;
неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассмотрим организационную модель школы.
Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.
Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов.
Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
Понятие открытых школ связано не только с используемым подходом в образовании, но и с организацией, планировкой, интерьером школы.
В таких школах число классных помещений ограничено, помещения предназначены в основном для тех случаев, когда учителю необходимо что-то объяснить сразу нескольким учащимся или всему классу. Рабочий день проходит в огромном помещении, не имеющем перегородок, кроме выделения компьютерного блока. Столы педагогов по разным предметам и разным классам (потокам) стоят в разных местах огромного помещения, а ученики переходят в соответствии с собственным планом от одного учителя к другому.
Открытые школы в США используются преимущественно для дошкольного и начального образования (для детей от 3 – 5 до 11 – 12 лет). Как показывает анализ результатов обучения, проводимый на протяжении ряда лет отделами образования, им удается воспитывать в своих учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические результаты не высоки.
Индивидуальный стиль обучения основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика. Одни учащиеся трудоспособнее по утрам, другие – во второй половине дня; одни нуждаются в четком , иногда пошаговом, руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение; одни лучше осваивают материал со зрительной опорой, другие – на слух; одни могут работать сосредоточенно в течение 2 – 30 минут, другие отвлекаются уже через 5 – 10 минут.
Традиционная школа не может учесть весь спектр различий личности обучаемых.
В отличие от традиционной школы школа индивидуального стиля обучения вовлекает каждого ученика в активную познавательную деятельность, формирование умений решать проблемы, развитие творческих своих способностей, раскрытие их духовности. Такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве в малых группах. Здесь используются как четко структурированные уроки под руководством учителя, так и работы в малых группах. Учащиеся могут посещать уроки, сдавать зачеты, работать над проектами в удобное для них время, в удобном для них темпе и форме, согласуясь со своим биологическим ритмом, психологическими особенностями.
При всей привлекательности организации индивидуального стиля обучения говорить с уверенностью о высокой эффективности обучения можно очень осторожно.
Здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо, соответственно, готовить учебные материалы, планы, программы. Пока это лишь идеал, который не может быть массовым.
В России большую известность получили не школы разноуровневого обучения, а уровневая дифференциация в классах, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в трех вариантах.
Например, 1-й вариант заданий – самые простые, включающие необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен сам решить по образцу. 2-й вариант заданий включает теоретические вопросы по теме (но без подсказок) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить по образцу, предлагается также выполнить простой пример самостоятельно. Задания для 3-й группы включает в себя проверку знаний по теории, более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению.
Очевидно, что от одной группы к последующей повышается трудность выполнения задач: такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников от одной группы в другую и даже в другой класс с более высоким индексом интеллекта.
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов