logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике

При всем многообразии педагогических технологий существуют два пути их проявления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П.Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В.Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.).

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г. К. Селевко):

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, образовательном учреждении, на определенной ступени обучения.

  2. Частнометодический (предметный) уровень. Термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

  3. Локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей педагогического процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

В обучении выступают два субъекта – педагог и обучающийся. Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели для учащегося и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложении послушать, посмотреть и т.д. Впоследствии постановка цели усложняется в виде заданий разного типа, постановки вопросов, задач практического и познавательного характера вплоть до творческих. Педагог воздействует на учащегося педагогически отработанным учебным материалом и другими способами и средствами. Тем самым он вызывает взаимодействие ученика с содержанием учебного материала.