Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и обучающихся.
Для любого педагога проектирование является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с обучающимися.
Любое проектирование предполагает решение целого ряда организационных задач, стратегию собственно проектировочной деятельности, перестройки структуры деятельности педагога и его ближайшего окружения.
В педагогической науке проектирование исследуется как отрасль социального проектирования, имеющая специфические цели и содержание.
В литературе содержится большое количество определений понятия «проектирование».
Одним из наиболее распространенных является следующее: проектирование – это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В наиболее общем смысле проектирование понимают как концептуальную, информационную подготовку человеком желаемого изменения.
Исходя из этих определений, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей (производственной или непроизводственной) деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта.
Субъектом педагогического проектирования является педагог; объектом – педагогические системы, процессы и их компоненты, а также педагогические ситуации; целью – решение педагогических задач; результатом – проект педагогического объекта.
Технология конструирования педагогического процесса – главное условие его успешного протекания. Это один из этапов решения педагогической задачи, на котором можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, относительно независимо направленные на конструирование содержания, средств и программ своих действий и действий учащихся.
Конструктивными действиями педагога при этом являются:
моделирование системы педагогических целей и задач;
моделирование содержания педагогического взаимодействия на уроке, во внеклассной работе и т.д.;
моделирование педагогической деятельности;
моделирование деятельности учащихся;
отбор и композиция содержания, педагогических технологий, других педагогических средств;
проектирование педагогической диагностики.
В.А. Сластенин считает, что структуру педагогической деятельности вообще, а не только конструктивного компонента составляют четыре ведущие группы умений:
Диагностические умения – умения изучать состояние развития учащихся, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.
Умения ставить педагогические цели и задачи – умения предполагать результат организуемого взаимодействия.
Умения отбирать систему педагогических средств – владение различными педагогическими средствами, умения компоновать педагогические средства для реализации поставленных целей и задач.
Рефлексивные умения – умения организовывать рефлексивную деятельность, свою и учащихся.
Компоненты технологии конструирования педагогического процесса представлены в табл.3.
Таблица 3
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов