logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Базовые модели дистанционного образования

При определении понятия дистанционного образования необходимо учитывать, что в основании системы дистанционного образования лежат два различных источника:

Соответственно, существуют две различные базовые модели дистанционного образования, сформировавшиеся на основе этих источников: так называемая, британская (европейская) модель, – в исходном значении, давно легализованная и имеющая в России устоявшиеся основы и традиции, ориентированная на индивидуальное или асинхронное изучение и американская модель, иногда называемая североамериканской, для которой применение последних является специфическим признаком, отличающим дистанционное образование от традиционной формы очного образования «on campus», основанной на синхронном или групповом обучении.

Независимо от используемых терминов: распределенное, корреспондентное, гибкое, заочное (домашнее) обучение (home-study), обучение в отдаленной аудитории (remote-classroom teaching), телеобразование (tele-education), управляемое изучение и т.д. – дистанционное образование сводится к двум сильно различающимся направлениям.

Подход, ориентированный на групповое обучение, основан на синхронной связи субъектов учебного взаимодействия. Преподаватель общается со студентами в режиме реального времени и находится в центре этой формы образования. Подход, ориентированный на индивидуальное обучение, основан на асинхронной связи. Он «воссоздает школу в тысячах мест» – таким образом, что в центре его оказывается учащийся. Образовательная среда создается везде, где бы студенту ни приходилось находиться: дома, на рабочем месте, в больнице, пенитенциарном заведении и т.д. (А.М.Бершадский, И.Г. Кревский, Э.Г. Скибицкий).

Как и все предшествующие формы заочного обучения, британская модель дистанционного образования ориентирована в первую очередь на самостоятельное обучение профессионально занятых, взрослых людей, нуждающихся в получении дополнительного или основного профессионального образования без отрыва от основной деятельности и занимающихся большей частью индивидуально дома, на рабочем месте, в транспорте.

При этом качество образования, гарантирующее эквивалентность квалификации и документов об образовании, полученных при обучении в форме дистанционного образования и в очной форме, обеспечивается тремя основными компонентами:

Дидактической основой британской (европейской) модели является раздел педагогики – андрагогика, раскрывающий специфические законо-мерности освоения знаний и умений субъектом учебной деятельности (взрослым), а также особенности руководства последней со стороны профессионального педагога, включающей в себя технологии проблемно-ориенти-рованной, проективной педагогики и педагогики сотрудничества. Информационные образовательные технологии применяются, прежде всего, для осуществления интерактивной коммуникации (по преимуществу, текстовой) между студентами и тьюторами и среди студентов, а также при использовании учебно-методических комплектов (аудио- и видеокассеты, CD-ROM) и возможностей электронных библиотек (42).

Американская модель дистанционного образования сложилась в результате инициатив нескольких крупных американских университетов по использованию сначала телевидения, а позднее – цифровой видеосвязи для трансляции по сети лекционных занятий в удаленные аудитории. В основе американской модели лежит трактовка дистанционного образования как формы очного образования, в которой непосредственный аудиовизуальный контакт лектора с аудиторией заменен визуальной телекоммуникацией, созданной специальными техническими средствами и каналами. Таким образом, отличие дистанционного образования от традиционного заключается здесь, прежде всего, в применении новых телекоммуникационных технологий, не меняющих по существу форму получения образования, которое остается, главным образом, аудиторным.

Американская модель, или подход к дистанционному образованию, на наш взгляд, лучше всего охарактеризованы директором Американского Центра Изучения Дистанционного образования (ACSDE), основателем, редактором и издателем Американского журнала дистанционного образования (AJDE) и экспертом в области дистанционного образования Майклом Г. Муром: «Наиболее популярное представление состоит в том, что преимущества, связанные с дистанционным образованием, могут быть достигнуты при минимальном изменении способов организации образования. С этой точки зрения, достаточно соединения учащихся с преподавателями через средства коммуникации, чтобы получить в результате эффективное обучение и изучение. Все, что необходимо – это приобрести новое коммуникационное компьютерное оборудование для школ, университетов и учебных подразделений. Тогда школьные учителя, университетские профессора или преподаватели и инструкторы, работающие в компаниях, могут быть превращены в дистанционных преподавателей: их только надо переместить из классной комнаты в студию, или поместить камеры и микрофоны в их классы и аудитории. Урок или лекция, проводимые ими в их классе, могут быть транслированы ученикам или студентам в других классах».

Доля самостоятельной работы студентов при такой форме обучения мало отличается от доли самостоятельной работы при традиционной организации обучения в классе. Учебно-методические материалы, создаваемые для американской модели дистанционного образования, практически не отличаются от материалов, создаваемых для очного обучения, в дополнение к которым студент, занимающийся по программе дистанционного образования, получает, как правило, только видеокассеты с записью лекций. В американской модели отсутствует также характерный для британской модели специфический институт тьюторов. Групповые занятия, проводимые в удаленной аудитории, организуются под руководством инструкторов, решающих по преимуществу не педагогические, а организационно-технические задачи. Американская модель ориентирована, в первую очередь, на студентов колледжей и университетов, занимающихся в вечерние часы и во время уик-энда (так называемые, part-time students), кроме этого, находит широкое применение в корпоративных системах повышения квалификации in company (в частности, в вооруженных силах). Качество образования обеспечивается в этой модели дистанционного образования главным образом за счет обеспечения качества интерактивной телекоммуникации между базовым учреждением (точнее, студией или специально оборудованной аудиторией, в которой находится лектор) и удаленными аудиториями, а также за счет организации работы и уровня технического оборудования последних.

Обе модели вполне правомочны и широко применяются в мировой образовательной практике, используются по преимуществу для разных уровней образования и для разных контингентов учащихся.