logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Понятие и сущность содержания образования. Содержание как образовательная среда. Культурно-историческое содержание образования. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности.

Основные теории формирования содержания образования: дидактический материализм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, теория операциональной структуризации содержания, социокультурная теория, компетентностная теория.

Принципы отбора содержания образования: принцип соответствия социальному заказу; научная и практическая значимость учебного материала; учет реальных возможностей того или иного процесса обучения; единства содержания образования с позиций всех учебных предметов; принцип гуманизации.

Критерии отбора содержания по Ю.К. Бабанскому: 1. Целостное отражение задач формирования всесторонне развитой личности; 2. Научная и практическая значимость содержания образования; 3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся; 4. Соответствие объема, содержания, времени изучения данного предмета; 5. Соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Требования к отбору содержания образования.