logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Технология проекта

«Технология проекта» относится к достижениям экспериментальной педагогики ХХ в. Дж.Дьюи и его последователи (У.Килпатрик, Е.Паркхерст, Е.Коллинс) разработали «метод учения посредством делания». Дж.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У.Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; получить в итоге реальный результат.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности, соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Коллингс предложил следующую классификацию учебных проектов:

В российской педагогике технология проекта аккумулировала идеи В.П.Вахтерова (о новом «эвристическом методе обучения», который он противопоставлял старому «накопительному, предметному») и идеи П.П.Блонского и Л.С. Выготского. Технология проекта была востребована и в связи с концепцией трудовой школы, которая стала социальным заказом образованию в первые десятилетия советской власти.

Внимание к проектной технологии в отечественном образовании в настоящее время связан, как считают многие специалисты, с развитием информационных и коммуникативных технологий, с расширением их доступности в условиях учебного процесса.

В основе технологии проекта лежит моделирование и организация образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают значимые проблемы. Основой проекта выступает проблема (социальная. познавательная, нравственная, практическая), которая требует интегрированного знания и исследования способа решения. Проект завершается созданием определенного продукта.

Над проектом учащиеся работают индивидуально, в парах или группах большего состава. Учитель создает специальную образовательную среду для проектной деятельности учеников: мебель в классном помещении расставляется так, чтобы было удобно работать в группе и индивидуально; подготавливается необходимая справочная литература, учебные пособия; библиотека, предметные кабинеты и выход в Интернет должны быть доступны учащимся во время работы над проектом.

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся выделяют виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, творческий, информационный, ролевой (социальный).

Практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России).

Исследовательские по структуре приближены к настоящему научному исследованию: учащиеся определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, выдвигают гипотезу для их решения, обсуждают методы исследования, проводят его, анализируют полученные данные, делают выводы и оформляют результаты своего проекта в виде реферата, стендового доклада или статьи.

Творческий проект не имеет детально проработанной структуры, починяется жанру творческой деятельности (журналистика, сценарное и режиссерское творчество). Результаты такого проекта оформляются как сценарий фильма или праздника, как фотовыставка или газетная статья.

Основу информационных проектов составляет сбор информации и ознакомление с нею заинтересованных лиц, анализ обобщенных фактов. Нередко такие проекты являются составной частью исследовательских или творческих проектов.

В социальных проектах вся деятельность строится вокруг социально значимой проблемы, связанной с интересами какой-либо группы людей. Такой проект требует четкого распределения ролей в групповой работе, наличия социально-активного лидера, четкого плана действий и внешней (общественной) экспертизы.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний.

Межпредметные выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Региональные и международные, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

Минипроекты – укладываться в один урок или его часть;

Краткосрочные – на 4–6 уроков;

Недельными, требующими 30–40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

Долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.п.

Как и всякая учебная деятельность, проект нуждается в оценке. Сложилась определенная система критериев оценки учебных проектов: