Технология проекта
«Технология проекта» относится к достижениям экспериментальной педагогики ХХ в. Дж.Дьюи и его последователи (У.Килпатрик, Е.Паркхерст, Е.Коллинс) разработали «метод учения посредством делания». Дж.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У.Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; получить в итоге реальный результат.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности, соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Коллингс предложил следующую классификацию учебных проектов:
Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты – целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т.п.
Конструктивные проекты – создание конкретного полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
В российской педагогике технология проекта аккумулировала идеи В.П.Вахтерова (о новом «эвристическом методе обучения», который он противопоставлял старому «накопительному, предметному») и идеи П.П.Блонского и Л.С. Выготского. Технология проекта была востребована и в связи с концепцией трудовой школы, которая стала социальным заказом образованию в первые десятилетия советской власти.
Внимание к проектной технологии в отечественном образовании в настоящее время связан, как считают многие специалисты, с развитием информационных и коммуникативных технологий, с расширением их доступности в условиях учебного процесса.
В основе технологии проекта лежит моделирование и организация образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают значимые проблемы. Основой проекта выступает проблема (социальная. познавательная, нравственная, практическая), которая требует интегрированного знания и исследования способа решения. Проект завершается созданием определенного продукта.
Над проектом учащиеся работают индивидуально, в парах или группах большего состава. Учитель создает специальную образовательную среду для проектной деятельности учеников: мебель в классном помещении расставляется так, чтобы было удобно работать в группе и индивидуально; подготавливается необходимая справочная литература, учебные пособия; библиотека, предметные кабинеты и выход в Интернет должны быть доступны учащимся во время работы над проектом.
На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся выделяют виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, творческий, информационный, ролевой (социальный).
Практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России).
Исследовательские по структуре приближены к настоящему научному исследованию: учащиеся определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, выдвигают гипотезу для их решения, обсуждают методы исследования, проводят его, анализируют полученные данные, делают выводы и оформляют результаты своего проекта в виде реферата, стендового доклада или статьи.
Творческий проект не имеет детально проработанной структуры, починяется жанру творческой деятельности (журналистика, сценарное и режиссерское творчество). Результаты такого проекта оформляются как сценарий фильма или праздника, как фотовыставка или газетная статья.
Основу информационных проектов составляет сбор информации и ознакомление с нею заинтересованных лиц, анализ обобщенных фактов. Нередко такие проекты являются составной частью исследовательских или творческих проектов.
В социальных проектах вся деятельность строится вокруг социально значимой проблемы, связанной с интересами какой-либо группы людей. Такой проект требует четкого распределения ролей в групповой работе, наличия социально-активного лидера, четкого плана действий и внешней (общественной) экспертизы.
По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний.
Межпредметные выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Региональные и международные, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности проекты могут быть:
Минипроекты – укладываться в один урок или его часть;
Краткосрочные – на 4–6 уроков;
Недельными, требующими 30–40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
Долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.
По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.п.
Как и всякая учебная деятельность, проект нуждается в оценке. Сложилась определенная система критериев оценки учебных проектов:
осмысление проблемы проекта и формулирование его цели;
оригинальность идеи и способов решения проблемы;
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
практическое использование предметных знаний, умений и навыков;
количество новой информации, привлеченной в проект, и степень ее осмысления;
четкость выполнения определенной роли в групповой работе, умение сотрудничать.
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов