logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе

В отечественной педагогической литературе в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К.Бабанского, П.М. Эрдиева, В.П.Беспалько, М.В.Кларина, Б.Т.Лихачева, Г.И.Щукиной, Г.К.Селевко и др.

В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Б.Т.Лихачев считает, что педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения (М. В. Кларин). Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».

Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4