logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Тема 2. Закономерности и принципы обучения

Обучение как закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности и законы разного порядка и уровня.

Закономерности как существенные, устойчивые, объективные, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса. Внешние и внутренние, дидактические (содержательно-процессуальные), гносеологические (познавательные), психологические (психическая сторона познавательной деятельности), кибернетические (управление усвоением учебной информации), социологические (взаимодействие с внешней средой), организационные (технологизация) закономерности.

Законы процесса обучения как строго зафиксированные закономерности по характеру, форме, границам проявления: пять законов Э. Меймана (основатель экспериментальной педагогики), шесть законов Э. Торндайка (американский психолог и педагог, один из авторов концепции программированного обучения). Законы обучения, сформулированные отечественными дидактами М.Н. Скаткиным, В.И. Загвязинским, И.Я. Лернером, Ю.К. Бабанским.

Различные аспекты понятия принципы обучения: в аспекте логики и с нормативной точки зрения.

Общепедагогические принципы: природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации, целостности педагогического процесса и др.

Дидактические принципы (процесса обучения): научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности и самостоятельности, доступности обучения, прочности знаний, умений и навыков, учета индивидуальных особенностей, наглядности, завершенности.

Дидактические правила Я.А. Коменского: «природосообразность», «всех учить всему», «золотое правило дидактики» и др.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4