logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Процесс решения педагогической задачи

Независимо от типа и класса задач все педагогические задачи служат для управления педагогическим процессом, являются задачами социального управления.

Рассматривая процедуру решения задач, следует сказать, что цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. А частные задачи и есть решение общей задачи в целом, то есть частные задачи представляют как бы технологию решения общей задачи. Таких частных задач четыре:

Система последовательно осуществляемых процедур представляет технологию решения общей задачи. В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи.

Способ решения задачи – это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет выявление соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной «Я-концепции» педагога.

Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. Иначе решение педагогической задачи оказывается незаконченным. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий «анализ решения задачи».

Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношение предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения.

С понятием «способ решения» связано понятие «процесс решения задачи». Процесс решения педагогической задачи может быть определен как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения (В.А. Сластенин).

Процесс решения педагогической задачи – это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.

После теоретического решения задачи наступает этап ее осуществления на практике. Теоретическое мышление при этом выполняет функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.

На последнем этапе решения задачи осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имеющейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.

Общая схема решения педагогической задачи в области обучения может быть такой (по Ю.Н.Кулюткину), табл.2.

Таблица 2