Критерии эффективности педагогических технологий
При выборе новых концепций и технологий преподаватели в первую очередь обращают внимание на эффективность, результативность технологии. В поисках условий, позволяющих повысить эффективность методик обучения, в настоящее время педагоги пришли к выводу, что некоторые из методик можно довести до уровня педагогических технологий.
В качестве примера современных эффективных образовательных технологий назовем следующие: технология коллективного способа обучения (по А.Г.Ривину и В.К.Дьяченко), технология индивидуализированного обучения математике (по Р.Г.Хазанкину), адаптивная система обучения (по А.С.Границкой) и др.
Вводится новое понимание педагогической технологии как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Для эффективности педагогических технологий необходимо их тщательное изучение. Проблемой педтехнологий как составляющей педагогической системы занимались и занимаются многие педагоги и психологи. В.П.Беспалько, М.В.Кларин изучают определение педагогических технологий, Б.П.Лихачев акцент в своих работах делает на задачи педагогической технологии. У Г.И.Щукиной и М.Н.Скаткина деятельностный подход в обучении. Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на занятии остается актуальным.
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
новый уровень познавательных потребностей учения;
новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Рассмотрим систему критериев оценки педагогических технологий, позволяющих охарактеризовать и количественные и качественные параметры обучения в профессиональной школе на этапах проектирования и оценки результатов конкретной педагогической технологии (О.Б.Хохлов, Д.В.Чернилевский).
Критерии оценки на этапе проектирования новых технологий:
критерий технологической последовательности – расчленение процесса на внутренние этапы, фазы, операции, процедуры;
алгоритмичность (показатели: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, функциональная полнота).
частный критерий управления процессом обучения, позволяющий оценить спроектированную технологию обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.
Критерии оценки новых технологий на этапе функционирования
Критерий эффективности содержания обучения характеризуется качественными (позволяющими выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ) и количественными показателями. К качественным показателям относятся: целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития; структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения; отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства. Количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность. К таким показателям относятся: информативность учебного материала (соотнесение элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени); усвоенность учебного материала (соотношение объема учебного материала, усвоенного обучающимися в течение единицы времени, к материалу, сообщенному ему за то же время).
Критерий оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения может быть представлен такими качественными показателями, как: адекватность методов целям и содержанию учебного материала; обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах; многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения; соответствие методов реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям: обеспечение принципов наглядности и доступности обучения; функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения; комплексность применения; универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения. При оценке с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.
Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективности организации учебного процесса, являются: соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений; сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности обучающихся. Количественными показателями могут служить: количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач; темп протекания учебного процесса; степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.
Критерии эффективности результатов обучения.
Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как: глубина знаний; действенность знаний; системность; осознанность знаний. Количественные показатели: объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность усвоения; точность усвоения и др. Оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.
Показателями критерия эффективности умений и навыков служат: правильность выполняемых действий; рациональность организации труда; самостоятельность; скорость выполнения.
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов