logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Основные направления развития педагогических технологий

Сегодня можно говорить, что человечество вступило в информационно-технологическую фазу своей эволюции, требующую коренных изменений всей системы: накопления, преобразования и использования знаний. Информационные технологии, преодолевающие естественные, определенные человеческой природой ограничения познания, стали инструментом, посредством которого трансформируются устоявшиеся столетиями ментальные модели миропонимания. Эффективность использования информационных технологий и сетевых ресурсов обеспечивается не столько доступностью информационных массивов, сколько умением пользователя сформировать и реализовать на практике информационный процесс. До сегодняшнего дня остается много не решенных в практическом отношении вопросов в новой еще области науки – инженерии знаний, обработки информации с целью построения интеллектуальных систем. Решение обозначенных проблем как в научно-методологическом, так и в практическом плане, является одной из насущных задач современных вузов.

Если рассматривать современный вуз как сложную открытую социально-педагогическую систему, то можно выделить в ней ряд подсистем обеспечения и сопровождения учебного процесса. К таким подсистемам относятся: административное управление; методическое, кадровое и программное; техническая поддержка; психологическое сопровождение.

Каждая из названных подсистем является крупным модулем в общей структуре деятельности вуза. Основными условиями функционирования всей системы выступают: во-первых, цикличность и непрерывность процесса образования и, во-вторых, гибкость учебных планов и программ, обеспечивающая возможность их трансформации в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями и растущими технологическими возможностями. Программное обеспечение должно постоянно обновляться.

Перспективное направление информатизации образовательного процесса связано с дальнейшей разработкой электронных учебных курсов по основным дисциплинам общепрофессионального блока и ряду дисциплин специализации. Решение этой задачи является особенно важным в настоящее время, когда в условиях модернизации высшего образования постепенно возрастает самостоятельность студентов в образовательном процессе. Этому способствует как активность самих студентов, так и создание соответствующих условий преподавательским коллективом в частности и современной образовательной структурой в целом. Можно сказать, что развитие информационно-образовательного пространства в вузе коренным образом меняет взгляд на роль преподавателя в учебном процессе, трансформируя и критерии его профессионализма. Внедрение системы дистанционного обучения – это не только изменение форм, характера и методов совместной деятельности преподавателей и студентов, но и существенная трансформация их роли и функций в процессе приобретения и трансляции знаний.

Инновационность всегда выступает неотъемлемым атрибутом образования. Педагогу не обойтись без постоянного обновления, совершенствования самого себя. В силу неповторимости индивидуальности и опыта, каждый педагог может «выйти» на общечеловеческие ценности в своей деятельности только своим собственным уникальным путем.