logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Технология дистанционного обучения

Для организации эффективного обучения в системе дистанционного образования необходим комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации на различных информационных носителях, взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам обучения и воспитания и разработанный с учетом требований различных наук (педагогики, психологии, методики, информатики и др.) – качественное дидактическое обеспечение, содержание которого отвечает требованиям образовательных стандартов и индивидуальных образовательных запросов населения данного региона.

Для организации эффективного обучения в системе дистанционного образования необходим комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации на различных информационных носителях, взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам обучения и воспитания и разработанный с учетом требований различных наук (педагогики, психологии, методики, информатики и др.) – качественное дидактическое обеспечение, содержание которого отвечает требованиям образовательных стандартов и индивидуальных образовательных запросов населения данного региона.

Из известной совокупности методов и приемов обучения, используемых в традиционной дидактике для дистанционного образования могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

Ряд авторов в своих исследованиях (A.M.Бершадский, Л.К.Гейхман, И.Г.Кревский, Е.С.Полат и др.) к основным методам интерактивного обучения относят: дискуссию; опрос; групповые проекты; взаимообучение; «мозговой штурм»; лабораторный эксперимент (или его имитация); моделирование ситуаций; игры.

Анализ деятельности образовательных учреждений показал, что при дистанционном образовании в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения в совокупности с проблемным. В экспериментальном порядке находит применение эвристическое обучение, методология которого разработана А.В. Хуторским. При проведении дистанционного обучения используются так называемые «методы активного обучения». К ним относятся различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий.

Выбор средств обученияопределяется имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.

Под средствами обучения на основе ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных способов и систем транслирования информации, информационного обмена, реализующие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, а также обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (И.В. Роберт). Успешность использования ИКТ в качестве средства обучения зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель–студент».

Применение ИКТ как средства обучения на основе использования дистанционных технологий предполагает активизацию деятельности преподавателя и студентов в плане реализации возможностей ИКТ. Указанный процесс инициирует:

Организация обучения студентов на основе дистанционных технологий предполагает использование ИКТ в качестве:

Формы дистанционного обучения. Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а препо-давателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при дистанционном образовании состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длительность их различна. В некоторых случаях контактный период в процессе обучения может вообще отсутствовать.

В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в дистанционном образовании, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения.

Лекции в дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Подходы к проведению лекций в системе дистанционного обучения разнообразны. Более целесообразно, на наш взгляд, применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).

Семинарымогут проводиться в системе дистанционного обучения с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видео вариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.

Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении), могут называться виртуальными семинарами, так как его участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя.

Консультации.Это одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В системе дистанционного обучения используются в основном консультации с применением средств информационных технологий: телефона, электронной почты, видео- и телеконференций. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники – для проектирования изображения с монитора компьютера на экран – и для фронтального варианта.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент, или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. В системе дистанционного обучения используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. Широкое распространение в системе дистанционного обучения получил тестовый контроль, который выполняется как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля.

Качество усвоения студентами учебного материала в системе дистанционного обучения, так же как и в традиционном процессе обучения, можно характеризовать по уровням усвоения: уровень представления; уровень воспроизведения; уровень сформированности умений и навыков; уровень творчества.

Дистанционное обучение – новая, развивающаяся форма организации учебного процесса. Оно отличается от общепринятой формы обучения тем, что ориентировано главным образом на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа обучающихся может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация групп взаимопомощи. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования.

«Дистанционное образование включает дистанционное преподавание – роль инструктора в процессе обучения – и дистанционное обучение – роль обучающегося». Приведенные определения основаны на способах передачи учебных материалов, поэтому на учебно-методические пособия ложится особая функциональная нагрузка. Обычные учебники, которые в российских вузах использовались десятилетиями, сложно применять при дистанционном обучении, так как они достаточно трудны для самостоятельного изучения предмета, и стоит задача создания «специальной методики разработки учебных пособий, особой стратегии преподавания, особых средств коммуникации посредством электронных или иных технологий, равно как и специальных организационных и административных решений».

Поскольку российские вузы не имели опыта дистанционного обучения, то педагогический процесс в условиях дистанционного обучения, имеет в каждом из них отличительные черты. В чем же отличие процесса обучения в представительствах Российского государственного профессионально-педаго-гического университета от традиционного и что позволяет отнести его к дистанционной форме? Педагогический процесс характеризуется следующими чертами:

Основное отличие процесса обучения в университете от дистанционного в его классическом виде заключается в отсутствии (по социально-экономическим причинам) развитой системы использования информационных технологий. Индивидуальные учебные материалы выдаются (посылаются) студентам в текстовом виде на электронных и одновременно бумажных носителях. Они представляют собой основную часть рабочего учебника и состоят из фрагментов содержания и заданий, организующих деятельность студентов по их усвоению. При этом в них сохраняется целостность содержания образования как отражения аналога социального опыта.

Эффект от использования дистанционных технологий обучения достигается при условии разработки для каждого обучающегося индивидуальной траектории учебно-познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория – это результат реализации личностного потенциала студента в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Выбор образовательной траектории следует рассматривать как процесс принятия студентом решения, исходя из индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире профессий и возможностей реализации жизненно важных планов.