Технология дистанционного обучения
Для организации эффективного обучения в системе дистанционного образования необходим комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации на различных информационных носителях, взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам обучения и воспитания и разработанный с учетом требований различных наук (педагогики, психологии, методики, информатики и др.) – качественное дидактическое обеспечение, содержание которого отвечает требованиям образовательных стандартов и индивидуальных образовательных запросов населения данного региона.
Для организации эффективного обучения в системе дистанционного образования необходим комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации на различных информационных носителях, взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам обучения и воспитания и разработанный с учетом требований различных наук (педагогики, психологии, методики, информатики и др.) – качественное дидактическое обеспечение, содержание которого отвечает требованиям образовательных стандартов и индивидуальных образовательных запросов населения данного региона.
Из известной совокупности методов и приемов обучения, используемых в традиционной дидактике для дистанционного образования могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
Ряд авторов в своих исследованиях (A.M.Бершадский, Л.К.Гейхман, И.Г.Кревский, Е.С.Полат и др.) к основным методам интерактивного обучения относят: дискуссию; опрос; групповые проекты; взаимообучение; «мозговой штурм»; лабораторный эксперимент (или его имитация); моделирование ситуаций; игры.
Анализ деятельности образовательных учреждений показал, что при дистанционном образовании в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения в совокупности с проблемным. В экспериментальном порядке находит применение эвристическое обучение, методология которого разработана А.В. Хуторским. При проведении дистанционного обучения используются так называемые «методы активного обучения». К ним относятся различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также и некоторые педагогические приемы и специальные формы проведения занятий.
Выбор средств обученияопределяется имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.
Под средствами обучения на основе ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных способов и систем транслирования информации, информационного обмена, реализующие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, а также обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (И.В. Роберт). Успешность использования ИКТ в качестве средства обучения зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель–студент».
Применение ИКТ как средства обучения на основе использования дистанционных технологий предполагает активизацию деятельности преподавателя и студентов в плане реализации возможностей ИКТ. Указанный процесс инициирует:
совершенствование методологии и методики отбора содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности студента в современных условиях информатизации общества;
создание учебно-методического сопровождения, ориентированного на развитие интеллектуального потенциала студента, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информации, что обеспечивает готовность выпускников вуза к успешной профессиональной деятельности;
создание и использование методик контроля и оценки уровня знаний студентов на основе использования возможностей ИКТ, что позволяет оперативно осуществлять корректировку процесса обучения и формировать индивидуальную траекторию обучения с учетом возможностей, особенностей и потребностей студентов.
Организация обучения студентов на основе дистанционных технологий предполагает использование ИКТ в качестве:
средства обучения, обеспечивающего оптимизацию учебно-познава-тельного процесса;
предмета изучения, современного метода получения и обработки информации, учитывающего специфику организации информационных процессов в профессиональной среде;
инструмента решения профессионально-педагогических задач, обеспечивающих формирование умения принятия решений в современной информационной среде: определение, организация и поиск профессионально важной информации; выбор и использование средств, адекватных поставленной педагогической задаче; разработка технологии обработки и анализа информации; использование полученных результатов для оптимизации процесса решения педагогических задач.
Формы дистанционного обучения. Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а препо-давателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при дистанционном образовании состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длительность их различна. В некоторых случаях контактный период в процессе обучения может вообще отсутствовать.
В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в дистанционном образовании, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения.
Лекции в дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Подходы к проведению лекций в системе дистанционного обучения разнообразны. Более целесообразно, на наш взгляд, применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).
Семинарымогут проводиться в системе дистанционного обучения с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видео вариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.
Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении), могут называться виртуальными семинарами, так как его участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя.
Консультации.Это одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В системе дистанционного обучения используются в основном консультации с применением средств информационных технологий: телефона, электронной почты, видео- и телеконференций. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники – для проектирования изображения с монитора компьютера на экран – и для фронтального варианта.
Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент, или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».
Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. В системе дистанционного обучения используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. Широкое распространение в системе дистанционного обучения получил тестовый контроль, который выполняется как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля.
Качество усвоения студентами учебного материала в системе дистанционного обучения, так же как и в традиционном процессе обучения, можно характеризовать по уровням усвоения: уровень представления; уровень воспроизведения; уровень сформированности умений и навыков; уровень творчества.
Дистанционное обучение – новая, развивающаяся форма организации учебного процесса. Оно отличается от общепринятой формы обучения тем, что ориентировано главным образом на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа обучающихся может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация групп взаимопомощи. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования.
«Дистанционное образование включает дистанционное преподавание – роль инструктора в процессе обучения – и дистанционное обучение – роль обучающегося». Приведенные определения основаны на способах передачи учебных материалов, поэтому на учебно-методические пособия ложится особая функциональная нагрузка. Обычные учебники, которые в российских вузах использовались десятилетиями, сложно применять при дистанционном обучении, так как они достаточно трудны для самостоятельного изучения предмета, и стоит задача создания «специальной методики разработки учебных пособий, особой стратегии преподавания, особых средств коммуникации посредством электронных или иных технологий, равно как и специальных организационных и административных решений».
Поскольку российские вузы не имели опыта дистанционного обучения, то педагогический процесс в условиях дистанционного обучения, имеет в каждом из них отличительные черты. В чем же отличие процесса обучения в представительствах Российского государственного профессионально-педаго-гического университета от традиционного и что позволяет отнести его к дистанционной форме? Педагогический процесс характеризуется следующими чертами:
преобладает самостоятельная работа студентов;
отсутствует постоянный контакт студентов и преподавателей «лицом к лицу»;
учебно-методический комплекс представляет собой сложное сочетание различных средств обучения (текст на электронных носителях, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы);
учебные предметы разделены на фрагменты содержания (юниты);
взаимодействие студентов и преподавателей строится на основе наиболее значимых и сложных вопросов усваиваемого фрагмента. Оно осуществляется на лекциях, консультациях и аудиторных занятиях, на которых используются активные методы обучения.
Основное отличие процесса обучения в университете от дистанционного в его классическом виде заключается в отсутствии (по социально-экономическим причинам) развитой системы использования информационных технологий. Индивидуальные учебные материалы выдаются (посылаются) студентам в текстовом виде на электронных и одновременно бумажных носителях. Они представляют собой основную часть рабочего учебника и состоят из фрагментов содержания и заданий, организующих деятельность студентов по их усвоению. При этом в них сохраняется целостность содержания образования как отражения аналога социального опыта.
Эффект от использования дистанционных технологий обучения достигается при условии разработки для каждого обучающегося индивидуальной траектории учебно-познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория – это результат реализации личностного потенциала студента в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Выбор образовательной траектории следует рассматривать как процесс принятия студентом решения, исходя из индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире профессий и возможностей реализации жизненно важных планов.
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов