Технология коллективного взаимообучения
К личностно ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина (1877–1944) и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».
Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются следующие:
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются тем способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав групп непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.
Групповая деятельность учащихся на уроке по работам В.В.Котова складывается из следующих элементов:
предварительной подготовки учащихся к выполнению группового задания, постановки учебных задач, краткого инструктажа учителя;
обсуждение и составления плана выполнения учебного задания, определения способов его решения, распределение обязанностей;
работы по выполнению учебного задания;
наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;
взаимной проверки и контроля за выполнением задания в группе;
сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общей дискуссии в классе под руководством учителя, дополнений и исправлений, дополнительной информации учителя и формулировки окончательных выводов;
оценки работы групп и класса в целом.
Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учеников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно отнести к личностно ориентированным педагогическим технологиям.
Преимущества коллективных способов обучения:
в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Групповые формы обучения, как уже ранее рассматривалось (в разделе «Теория обучения») на занятии целесообразно разделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциальные группы (подбираются педагогом в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированных учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям).
Варианты работы в парах:
статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого;
динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результами каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. Все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
- Педагогика
- План изучения дисциплины «Педагогика» по очной форме обучения специальности 050402 Юриспруденция (032700) (распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения – 5 лет 4 месяца
- (Распределение по курсам и семестрам)
- План изучения дисциплины «Педагогика» по заочной форме обучения
- Специальности 050402 Юриспруденция (032700)
- Срок обучения –3 года 6 месяцев
- (Распределение по курсам и семестрам)
- Тематический план изучения дисциплины «Педагогика: Раздел III» по очной форме обучения
- Педагогика: Раздел III
- Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
- Тема 2. Закономерности и принципы обучения
- Тема 3. Анализ современных дидактически концепций
- Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
- Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
- Тема 6. Государственный образовательный стандарт
- Тема 7. Методы и средства обучения
- Тема 8. Современные модели организации обучения (Организационные формы)
- Тема 9. Инновационные образовательные процессы
- Тема 10. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
- Тема 11. Педагогические задачи и их виды
- Тема 12. Общая характеристика педагогических технологий
- Раздел 3
- Понятие «педагогическая технология» в отечественной литературе
- Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
- Методологические требования к педагогическим технологиям
- Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика»
- Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
- Основные выводы
- Лекция 2. Классификация педагогических технологий
- Подходы к классификации педагогических технологий
- Классификация педагогических технологий (г.К. Селевко)
- Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (в.П. Беспалько)
- Педагогические технологии по отношению к ребенку в образовательном процессе
- Комбинированная технология
- Основные выводы
- Лекция 3. Виды педагогических задач. Процесс решения педагогических задач
- Сущность педагогической задачи
- Специфика педагогических задач
- Типы педагогических задач и их характеристика
- Процесс решения педагогической задачи
- Общая схема решения педагогической задачи
- Способы решения педагогических задач
- Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
- Основные выводы
- Лекция 4. Технология конструирования педагогического процесса. Проектирование педагогических задач
- Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
- Компоненты технологии конструирования педагогического процесса
- Анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
- Прогнозирование педагогического процесса
- Проектирование педагогического процесса
- Планирование педагогического процесса
- Основные выводы
- Лекция 5. Общая характеристика педагогических технологий
- Объяснительно-репродуктивные технологии обучения
- Особенности технологии современного урока
- Технология концентрированного обучения
- Технология «опорного конспекта»
- Эвристические технологии обучения
- Технология проекта
- Основные выводы
- Лекция 6. Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного подхода в образовании
- Технология полного усвоения знаний
- Иерархия целей познавательной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология коллективного взаимообучения
- Сравнение коллективной системы обучения (ксо) и групповой системы обучения (гсо)
- Основные выводы
- Лекция 7. Технология модульного обучения
- Понятие «обучающий модуль»
- Принципы модульного обучения
- Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
- Особенности организации педагогического контроля
- Преимущества модульного обучения
- Основные выводы
- Лекция 8. Игровые технологии
- Происхождение и социально-педагогическое значение игры
- Теории игры
- Классификация игр
- Игра как метод обучения
- Место и роль игровой технологии в учебном процессе
- Основные выводы
- Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Лекция 9. Технология развивающего обучения
- Психологические принципы развивающего обучения
- Технологические приемы развивающего обучения
- Дидактическая система л.В. Занкова
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова
- Основные выводы
- Лекция 10. Информационные и коммуникационные
- Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума
- Основные выводы
- Лекция 11. Становление и развитие дистанционных технологий обучения в педагогической теории и практике
- Проблемы дистанционного образования в условиях информатизации общества
- Определение понятия «дистанционное образование»
- Базовые модели дистанционного образования
- Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения
- Отличие дистанционных от традиционных форм обучения
- Основные функции дистанционного образования
- Виды деятельности субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного образования
- Технология дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 12. Технологии профессионального обучения
- Традиционные педагогические технологии
- Традиционные формы организации учебного процесса (виды учебных занятий)
- Инновационные технологии реализации учебного процесса
- Выбор технологий обучения
- Критерии эффективности педагогических технологий
- Основные направления развития педагогических технологий
- Основные выводы
- Глоссарий основных понятий и терминов