logo
ПЕДТЕХнологии лекц

Технология коллективного взаимообучения

К личностно ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина (1877–1944) и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

  1. класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  3. задания в группе выполняются тем способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  4. состав групп непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.

Групповая деятельность учащихся на уроке по работам В.В.Котова складывается из следующих элементов:

Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учеников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно отнести к личностно ориентированным педагогическим технологиям.

Преимущества коллективных способов обучения:

Групповые формы обучения, как уже ранее рассматривалось (в разделе «Теория обучения») на занятии целесообразно разделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциальные группы (подбираются педагогом в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированных учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям).

Варианты работы в парах:

  1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого;

  2. динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

  3. вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результами каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. Все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.