logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и обучающихся.

Для любого педагога проектирование является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с обучающимися.

Любое проектирование предполагает решение целого ряда организационных задач, стратегию собственно проектировочной деятельности, перестройки структуры деятельности педагога и его ближайшего окружения.

В педагогической науке проектирование исследуется как отрасль социального проектирования, имеющая специфические цели и содержание.

В литературе содержится большое количество определений понятия «проектирование».

Одним из наиболее распространенных является следующее: проектирование – это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В наиболее общем смысле проектирование понимают как концептуальную, информационную подготовку человеком желаемого изменения.

Исходя из этих определений, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей (производственной или непроизводственной) деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта.

Субъектом педагогического проектирования является педагог; объектом – педагогические системы, процессы и их компоненты, а также педагогические ситуации; целью – решение педагогических задач; результатом – проект педагогического объекта.

Технология конструирования педагогического процесса – главное ус­ловие его успешного протекания. Это один из этапов решения педагогиче­ской задачи, на котором можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, относительно независимо направленные на конструи­рование содержания, средств и программ своих действий и действий уча­щихся.

Конструктивными действиями педагога при этом являются:

В.А. Сластенин считает, что структуру педагогической деятельности вообще, а не только конструктивного компонента составляют четыре веду­щие группы умений:

  1. Диагностические умения – умения изучать состояние развития уча­щихся, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.

  2. Умения ставить педагогические цели и задачи – умения предпола­гать результат организуемого взаимодействия.

  3. Умения отбирать систему педагогических средств – владение различ­ными педагогическими средствами, умения компоновать педагогиче­ские средства для реализации поставленных целей и задач.

  4. Рефлексивные умения – умения организовывать рефлексивную дея­тельность, свою и учащихся.

Компоненты технологии конструирования педагогического процесса представлены в табл.3.

Таблица 3