logo search
ПЕДТЕХнологии лекц

Технология полного усвоения знаний

Современные образовательные технологии, такие как технология «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения» и др., позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, разному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. Все эти технологии можно определить как личностно ориентированные.

Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж.Кэрролл, Б.Блум и их последователи.

В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.Кларина.

Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения – переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом, который предложил способности обучаемого определить темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б.Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. При правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов. Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы.

Категории обучаемых:

Реализуя данный подход, Дж.Блок и Л.Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом методики является установка, которую должен принять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Педагогу предстоит определить эталон полного усвоения и достигаемых результатов, заданный в унифицированном (приведенном к единообразию) виде с помощью иерархии (последовательного расположения от низшего к высшему) педагогических целей, разработанных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.

Таксономия целей Б.Блума получила широкое распространение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения.

Рассмотрим иерархию целей познавательной деятельности по Б.Блума (таб.4).

Таблица 4